|
|
|
Кросскантри для начинающих
"Умный в гору не пойдет - он на нее въедет..." Несмотря на мрачные прогнозы пессимистов, предсказывающих упадок маунтинбайка уже несколько лет, растет поголовье катающихся, увеличиваются надои, собираемые веломагазинами с доверчивых граждан, и разводятся новые породы байков. В этих условиях потенциальный байкер вынужден решать не только нелегкую проблему выбора своего железного (алюминиевого, карбонового...) коня, но и ломать голову над тем, какой стиль катания ему выбрать. Кого-то манят горные просторы и он, отвалив кучу денег за даунхильный аппарат, вскоре обнаруживает, что никаких гор вблизи нет, а есть лишь устраиваемые иногда на невеликих спусках трассы, где соревнуются между собой десяток-другой отечественных прорайдеров. Другому достаточно небольшого пятачка во дворе, где он, навалив камней и бревен, в компании подобных себе храбрецов смело преодолевает самим же и воздвигнутые трудности.
Однако, по сведениям из достоверных источников известно, что большинство продаваемых на сегодняшний день байков предназначены для езды или гонок по пересеченной местности, по-русски говоря "кросскантри".
Кросскантри как дисциплина в МТВ представляет собой некую смесь велокросса (когда на переделанном шоссейнике гоняют по земле и траве) и собственно маунтинбайка (который, как известно, начинался не с гонок, а со скоростного спуска). Некое количество гонщиков одновременно стартуют по размеченной трассе, которая может пролегать по лесам, полям, оврагам и прочим элементам природного ландшафта, и всеми силами стремятся прийти к финишу первыми, что, к сожалению, обычно получается лишь у одного. Кросскантри называют гонками в гору, так как спуски обычно пролетают незаметно и основное время тратится на подъемы. Трасса не должна быть слишком экстремальной, а перепады высот очень резкими, чтобы гонка не превратилась в сплошной даунхил и апхил (крутые спуски и тяжелые подъемы). В то же время, трасса не должна быть очень ровной, поэтому длина асфальтового покрытия и перепады высот на профессиональных гонках строго регламентированы UCI (Международным Велосоюзом).
В условиях российской действительности не всегда есть возможность неукоснительно соблюдать все правила, связанные с построением трасс, что в свою очередь дает организаторам возможность проявить фантазию и смекалку при организации гонок. Подыскиваются места, сооружаются препятствия в виде небольших трамплинов, поваленных бревен и т. д. Поэтому, надо отдать должное тем, кто, несмотря на все проблемы, добровольно берет на себя труд по организации и проведению кросскантри-гонок у нас в стране.
Кросскантри является самой силовой из всех дисциплин маунтинбайка, поэтому спортсмены, жаждущие высоких результатов, должны развивать в первую очередь выносливость. Многие профессионалы тренируются на шоссе и велотренажерах. Если у вас нет такой возможности, то надо накручивать километры на своем байке, гоняясь по окрестным лесам или паркам, а то и ехать на велотрек и тренироваться там. Надо сказать, что выкуривающим по две пачки в день и регулярно просыпающимся с тяжелого бодуна это делать сложно, поэтому выбирайте: здоровый образ жизни (а это не значит, что совсем нельзя веселиться) или больные легкие (печень) в 30 лет и полная невозможность проехать десяток-другой километров без одышки сейчас. Кроме того, те, кто регулярно тренируются, сбрасывают лишний вес, и этот фитнес-аспект тоже привлекает немало желающих заняться гонками на байках. Вес вообще является одним из основных понятий в кросскантри. Каждый гонщик всеми силами стремится облегчить свой байк, покупая самые легкие и, как следствие, очень дорогие компоненты (воздушные вилки, полые шатуны и т.д.) Однако следует задуматься, стоит ли тратить лишние $100 для того, чтобы убавить 100 граммов от вашего байка, если есть возможность совершенно бесплатно скинуть 5-10 кг с себя самого.
Обычно кросскантрийный байк выглядит следующим образом: хардтейл, либо двухподвес с минимальным весом и малым ходом подвески, передний треугольник рамы вытянут вперед, длинный вынос, прямой руль с "рогами", узкое спортивное седло, высоко поднятое над рамой, вилка с ходом до 80 мм, тормоза обычно V-break (хотя иногда встречаются и дисковые, как например в модели Lее Cougan Revenge). Отдельно хочется сказать про колеса, потому что начинать облегчение байка нужно именно с них. Легкие обода, покрышки, спицы и даже ниппеля дают большое преимущество при разгоне; так как основные усилия гонщик тратит для того, чтобы раскрутить колеса. Соответственно их легче и остановить при торможении. Это необходимо учитывать, т.к. кросскантри - это не гонки на велотреке, где разогнавшемуся гонщику только помогает инерция, на местности часто приходится притормаживать и снова ускоряться.
Кросскантри, пожалуй, является самой доступной их всех дисциплин маунтинбайка, здесь не нужно таких специальных навыков, как в триале и даунхиле (хотя кое-что знать не помешает), да и требования к байку и соответственно его цена не столь высоки.
Теоретически в любительской гонке можно выступить на любом горном велосипеде, за исключением может быть самых тяжелых двухподвесов, и побороться за место на подиуме. В Америке и странах Европы на такие заезды собираются тысячи участников и зрителей, которые привлечены не только возможностью выступить в гонке, но и желанием пообщаться, на других посмотреть и себя показать. В одном американском журнале был дан хороший совет для начинающих выступать в кросскантрийных любительских соревнованиях: если вы не заняли пьедестал почета, то не переживайте - полно народу, кто даже не доехал до финиша, если вы не доехали до финиша, то тоже не переживайте - так много байкеров, которые просто катаются и боятся принять участие в соревнованиях, если вы не приняли участия в соревновании, а просто приехали посмотреть, то тоже не переживайте - полно бездельников, у кого даже нет сил подняться с дивана в выходной день.
У нас, к сожалению, на гонку редко собирается более пяти десятков участников и небольшого количества зрителей. С чем это связано, сказать сложно, но, тем не менее, хочется надеяться, что маунтинбайк и дальше будет набирать обороты, привлекая новых сторонников не только как зрителей, но и как активных участников новых гонок, которые, несмотря ни на что, будут продолжать проводить те, кому это удается делать и сейчас.
|
|