стартовая карта сайта написать письмо контакты
 




    
Партнеры
партнерские ссылки
  Смотрите подробности Симонов Юрий Алексеевич здесь.
 

По Енисейскому льду


Енисей

По большому льду мы впервые задумали прокатиться еще два года назад, когда нападались в очередную оттепель на обледеневшем спуске с Торгашинского хребта правобережного Красноярска. Но тогда ни у кого еще не было шипованной резины. В прошлом году Олег Клевцов, наш давний заботливый московский друг, организовал таки нам новые разработки зимней Schwalbe. Под них мы и решились на ледовое путешествие по Байкалу. Однако иркутские байкеры сообщили, что лед на озере в этом году из-за всеобщего потепления климата местами растаял. И, естественно, наши взоры обратились на Красноярское водохранилище. На нем льда тоже не мало - 300 км, но со снегом.

Краснярское водохранилище

7 марта, кое-как уболтав своих жен, мы сели в поезд и уехали в Абакан - там теплее, река шире и лед, по предположению, должен быть чище. Так оно и было, но всего лишь день назад. Пока ехали, выпала в Хакасии месячная норма осадков в виде белого пушистого снега. И все-таки ехать было можно. Энергично крутя педали и поругиваясь на погоду, мы мечтали о чистом льде. По льду Так добрались к обеду до одиноких рыбаков. Деревенские мужики были немало удивлены и потому настроены благодушно, сварили нам окуневой ухи. Однако за это пришлось и заплатить по-деревенски: многократно дегустировать пшеничную бражку.
К вечеру ехать стало уже совсем невозможно - начался глубокий старый снег. Свернули в ближайшую деревню, попросились на ночлег в один дом, в другой - везде отказывают. Вот это сюрприз! Видно, сильно изменилось общество. Приютил нас бичеватого вида кочегар. Мы ему за это яблоко дали, чем сильно его растрогали. Конечно, кочегарка не гостиница, но и не палатка. В результате к утру вся наша одежда высохла.
Еще с вечера мы начали малодушничать и утром пошли на автобусную остановку, чтобы уехать домой. Однако судьба оказалась прозорливее: на автобус нас не взяли, водители проезжающих автомашин отказывали, КАМАЗов в этот постпраздничный день не было. И поехали мы на шипованной резине по асфальту. Ох, и "тупит" же она, скрежещет. Да и жалко шипы-то.
В этот день резко потеплело. Неожиданно появляется справа огромный сине-зеленый залив. Снег-то на льду весь растаял! Съехали с шоссе и сразу же По льду попали в густую грязь. Полчаса месили, пока на лед выбрались. Зато после этого такое началось: ветер в спину, скорость под 30, вода кругом - куда стаявшему снегу было деться? Огромные лужи. Тридцать три удовольствия сразу: снизу захлестывает, сзади заливает. Да еще страшно, трещины кругом - прыгаем через них. Я свой рюкзак на санки поставил, на ноги полиэтиленовые мешки натянул - эйфория! Несемся по середине водохранилища - по пять-шесть километров до берегов. А закат какой красивый, а разводы ледяные... И дикое напряжение. С одной стороны, в руль вцепляешься, чтобы не упасть при пробуксовке в набухшем снегу. С другой стороны, неясно, что там, под водой. Никак не удается избавиться от страха провалиться. Рыбаки говорят, что лед толстый и легко выдерживает вес автомашины, но огромные трещины и торосы как-то не убеждают. Да и внешний вид льда усиливает сомнения: еще осенью он ломался, белые льдины смерзлись кое-как, между ними черный прозрачный лед - так и кажется, что сейчас он разойдется. Ничего подобного мы никогда прежде не испытывали - ни на Байкале, ни в Горном Алтае, ни в Саянах.

Рыба

Уже глубоким вечером увидели огни большого села. Но еще долго ломали свежий ледок замерзающих на Енисее луж, потом снова месили грязь, искали гостиницу. И хотя в ней не оказалось горячей воды и почти не грели трубы отопления, радушие дежурной, горячая гречневая каша и чудом оставшаяся сухой футболка с надписью "Трек" компенсировали трудности пробега. Как-то незаметно отошли подмороженные пальцы и перестали мерещиться ледяные разводы, только натруженные ноги гудели и ломило шейные позвонки.

Мы уже жили в другом мире, свободном от городской суеты…

Послесловие: на следующий год мы с Андреем повторили этот маршрут, но в значительно более тяжелых условиях. К байкерскому "счастью" добавились постоянный встречный ветер (так что скорость в 13-15 км/час. считалась высокой), 70 км полей и грязи (прежде, чем выбрались на лед), 350 км глубокой снежной - пополам с водой, каши и полыньи (через одну из них Андрей в отчаянии перескочил, а я не решился - и, правильно, т.к. вскоре выяснилось, что она стала могилой для 2-х Жигулей с четырьмя рыбаками), ночевка у костра под открытым небом без спальников и каррематов, дикая усталость (на пятые сутки мы уже засыпали днем прямо на велосипедах, при этом, как ни странно, не падали).
Весна в этом году случилась позднее на 1 месяц и мы стартовали не 8 марта, а 3 апреля. И то оказалось рано. В чистый лед мы не попали. Шли по снежной дресве, по 3-4 км обходили поперечные заломы (в прошлом году их не было). И рыбаков почти не видели (они уже не рыбачили из-за плохого льда), а, в результате, не ели ухи и не пили бражки. Тем не менее, романтики было много, трудностей и лишений тоже, так что я зарекся в ближайшие годы снова отправляться в подобный маршрут. Однако вот уже прошло 3 месяца и снова захотелось тех необычных трудностей. Может быть, нам проехать водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС (от Кызыла до Саяногорска)? Или пройти по Ангаре до Байкала и далее до Иркутска? И то, и другое реально. Но хотелось бы придать путешествию цель, смысл. Например, по Ангаре-Байкалу-Селенге-Шилке-Амуру с выходом в Тихий океан наши предки осваивали Сибирь более 300 лет назад. Другой исторический маршрут: с Байкала волоком на Лену и в тот же Тихий океан. Этой зимней дорогой проехал нынче мой гость из Японии 32-летний Хиро - 1 сентября прошлого года он стартовал в Мурманске и 6 мая 2003 г. финишировал в Магадане. Там он вылил в Тихий океан воду Атлантики из бутылки, которую вез с собой 15 тысяч км. Хиро не знает об исторических путях освоения русскими Сибири. Он просто путешествует, чтобы прославиться преодолением России зимой, а не летом, как ездят другие иностранцы. С таким же успехом можно было бы съездить в Японию и проехать все ее острова вдоль (или поперек). Но зачем? Один мой товарищ все пытается совратить меня на путешествие по Китаю вдоль КВЖД, или в Монголию на озеро, из которого вытекает Селенга. Зачем? Нам, "носорогам", лучше пройти путями предков, прочувствовать то же, что чувствовали они, "первооткрыватели" земли, на которой испокон веку уже жили другие - "иноверцы" (достаточно цивилизованные и развитые, но, к их несчастью, не имевшие огнестрельного оружия). И понять смысл человеческого бытия. За этим и катаемся.


Владимир Черников

список путешествий

 


наверх, на стартовую, карта сайта, поиск по сайту, контакты

Copyright, 2005-2012, велоклуб «Грязные носороги»
тел.: +7 (3912) 42-65-24, +7-908-203-8860
написать письмо

Разработка сайта: «Интек-Медиа»