стартовая карта сайта написать письмо контакты
 




    
Партнеры
партнерские ссылки
  Закажите https://galaxyrus.com/ антивирусные препарат гепцинат лп.
 

Путь Ермака - речного пирата и князя сибирского (часть 3)


Туринск, первое сражение

Туринск основан на месте поселения хантов Епансин (Епанчин)-юрт, названного так по имени местного мансийского князца Епанзя (Япанза). Во времена Ермака это был окраинный провинциальный центр лесостепного Сибирского ханства, территория которого находилась южнее ранее завоеванных Россией таежных Обдории (низовья Оби) и Югории (верхняя Тура, Тавда, Пелым, Сосьва и Лозьва) – поставщиков «мягкой рухляди».

Во второй раз за Уралом Ермак встретил людей: "...догребли до деревни до Епанчины и тут у Ермака с татары с кучюмовыми бой был, а языка татарского не изымаша". Дотла был сожжен пограничный Епанчин-городок – своеобразные «ворота в Сибирь». Устрашив немногочисленных местных жителей (моральный фактор имел огромное значение в войнах того времени), атаман заявил им, что пришел с миром, исключительно для сбора ясака в государеву казну. У спецслужб это называется легендой или «работой под чужим флагом». Тогда вроде бы и права определенные появляются. Вот так, с лукавства и присвоения государственных полномочий началось завоевание Сибири. Теперь понятно, почему военную добычу атаман не Строгановым, а царю отправил. Иначе за обман поплатился бы головой – государство-то в спину дышит.

«Ты прими-де, Грозный царь, ты поклон от Ермака,
Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну,
Всю Сибирскую страну, дай прощенье Ермаку!»


А солепромышленники, несмотря на царскую грамоту, за Уралом так никаких земель и не получили. Пожалуй, это была их единственная невыгодная сделка за всю историю существования династии.

Весть о разгроме стойбища Епанчи быстро достигла ставки Кучума, но тот посчитал акцию Ермака не опасным пограничным набегом, предпринятым в ответ на его нападение на Соликамск: «а приходу на себя Ермакова не чаял, а чаяху, что воротится на Часовую». Сибирский властитель разбирался в русских делах. Он знал, что ногайские князья бесчестят послов московского царя, а тот, стараясь избежать войны, шлет им богатые дары. Москва не будет воевать с Сибирским ханством. Но Кучум не знал, что вольные казаки двинулись в Сибирь хотя и с согласия царя (правда, восьмилетней давности), но по собственному почину. Опасность он почувствовал только тогда, когда Ермак разгромил улус главного сановника хана Карачи в самом устье Тобола - отсюда до столицы Сибирского ханства оставался всего один день пути.

В 1600 г. на этом месте поставили русский острог. Несмотря на то, что в реке Туре однажды была найдена пищаль и существует предание, что находящийся посередине реки Ермаков курган был намыт на месте, где когда-то затонул один из его стругов, археологических исследований здесь до сих пор не проводилось.

Музеев в городе два. Самые дорогие и интересные экспонаты Туринского краеведческого музея, оказывается, были присвоены Ирбитским музеем. Где мы действительно видели огромные фарфоровые китайские вазы и мебель купца Чиркова, а здесь на стенах висят только их фото.

Музей декабристов был открыт в 1991 г., в самый разгар перестройки и сопутствующей ей разрухи. Очередной парадокс. Такой музей в России, конечно, не единственный. Они есть везде, где жили декабристы. И в нашем крае тоже. Только нет пророков в своем отечестве. И вот здесь, в 3-х тысячах километрах от дома, мы впервые не по книжкам узнали о попытке этого военного переворота. 14 декабря 1825 г., в первый день своего правления, царь Николай Первый уничтожил 1271 поборника отмены крепостного права. После скорого суда еще пятерых казнили через повешение (вместо четвертования), кто-то просидел в одиночке 15 лет, более ста человек были сосланы на вечную каторгу и по три года относили кандалы. Для декабристов была построена отдельная тюрьма, которая – опять парадокс, дала возможность удовлетворять этим униженным людям самую дорогую роскошь – роскошь человеческого общения. В этой тюрьме декабристы смогли организовать трудовую артель, они регулярно выписывали и читали газеты. «Поведение наше, основанное на самых простых, но строгих нравственных правилах, на ясном понятии о справедливости, честности и любви к ближнему, не могло не иметь влияния на людей, которые, по недостаточному образованию своему и искаженным понятиям знали только одну материальную сторону жизни и потому старались только об ея улучшении, не понимая других целей своего существования».

Музей размещается в доме, где жил декабрист В. И. Ивашев. Экскурсоводы рассказывают о его трогательной любви к дочери гувернантки отца француженке Камилле де Дантю. В Туринск она последовала за сосланным мужем, с которым прожила здесь долгие годы. Ивашев умер во время панихиды своей жены, заказанной им через год со дня ее преждевременной смерти.

Рядом с музеем декабристов находится Свято-Николаевский женский монастырь, организованный местночтимым старцем святым Василиском. Вместе со своим учеником Зосимой он странствовал по Сибири и бывал в гг. Енисейске и Красноярске.

В прежние годы через Туринск проехало много знаменитостей, а однажды здесь прогнали в Москву около сотни трофейных верблюдов (1619 г.). А вот велосипедные туристы здесь пока еще редкость. В прошлом году из Екатеринбурга сюда завернули два чеха и больше никого музейщики не помнят.

Сибирская резьбаНа ночь остановились в какой-то забытой Богом деревне. У случайной женщины узнали, в каком доме можно было бы переночевать и нас разместили в хате, хозяйка которой недавно умерла, а дети живут отдельно.

Сварили местной картошки с тушенкой, да и улеглись спать. Ночью проснулись от криков и звуков борьбы. Наш Сергей воевал с кем-то, но когда я вскочил и подбежал к нему, то оказалось, что он уже сам справился и закрыл дверь на крючок. Со слов Сергея, несколько минут назад он проснулся от того, что кто-то лез в оконную форточку. Он подождал, когда незнакомец влезет в комнату и неожиданно включил мощный велофонарь. Человека чуть "кондрат" не хватил.

- Чего надо?

- Да я тут жил раньше, я – Вася, сын хозяйки. А вы кто?

- Туристы. Нас тут дочь хозяйки разместила.

- Тогда я домой пойду.

И пошел. А когда дверь за ним закрылась, видно, очнулся и стал рваться обратно. Сергей дверь-то отпустил и Вася с крыльца с огромным шумом грохнулся. Но тут прибежала Васина сестра и, после матерной перебранки, увела брата-пьяницу.

Наутро выяснилось, что этот Вася ночью притащился сначала к сестре, но она его в дом не пустила. Тогда Вася полез на ночевку в пустующую квартиру своей матери. Где мы его так напугали, что он до сих пор еще не в себе.

Конфликт я загладил 50-рублевкой, которую Вася тут же обменял в ближайшем магазине на средство от похмелья. А мы потом еще не раз со смехом вспоминали ночное происшествие.

Урал - СибирьЗа селом Красная Слобода на речке Межанице натыкаемся на знак «Сибирь». На другой стороне щита указано: «Урал». В 17-18 веках здесь проходила граница между Пермской и Тобольской губерниями. Рядом со знаком обустроен родник: «наберем водицы чистой и с собой ее возьмем». До Тюмени нам осталось «рукой подать».

Тюменский волок

В нефтегазовом центре Сибири случайный парень-велосипедист сопроводил нас до ж. д. вокзала, где выяснилось, что билеты домой мы взять сможем только на проходящие поезда, а их продают за три дня. За это время мы только доберемся до Тобольска, а еще хотелось бы попасть и в столицу Кучума, и съездить к месту гибели Ермака. Это еще минимум один день, да день нужен на то, чтобы из Тобольска в Тюмень автобусом или электричкой выбраться. Так что принимаем решение ехать наоборот: автобусом до Тобольска, там побывать везде, где захочется, после чего купить билеты и за три дня своим ходом вернуться в Тюмень. Заодно местные ребята к встрече с нами подготовятся, телевидение настроят.

Тюмень была поставлена на древней караванной дороге, идущей из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке». Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далекого Востока. Это место было перепутьем народов на спорной меже, в точке столкновения Азии с Европой, и потому за эту территорию веками шла жестокая борьба между кочевниками Южной Сибири. Древний тюменский край до покорения его русской державой не раз переходил из рук в руки, и печальная судьба тяготела над ним на протяжении нескольких столетий. Тюменское ханство, созданное еще в 1-м столетии, было сильным и главным, а сама Тюмень в летописях, для отличия от Тюмени Каспийской, именовалась Великою Тюменью.

Во второй половине XIV века, воспользовавшись ослаблением ханства Золотой Орды, сибирские татары основали на берегах Ишима свое независимое государство. Но очень скоро один из пяти их беков - Чинги, опасаясь мести родственников убитого им ордынского хана Она, перенес столицу на берега Туры. Там и положил он начало прародителю современной Тюмени - городу Чинги-Тура (Чимги-Тура), много десятилетий теснившемуся между буераками р. Тюменки.

Древние обитатели татарской Тюмени «вели торговлю с Кондиею, Югрою и Обдориею: получали оттуда пушных зверей, рыбу, птичий пух и Мамонтову кость, а взамен доставляли их жителям железо, серебряные вещи, хлеб и разные ткани». Торговали с Тюменью болгары, которые завозили сюда свою юфть, шелковые и бумажные ткани, серебро, сабельные клинки и мед. Бухарские караваны везли бумажные и шелковые ткани, хлопчатную бумагу, мерлушки, шкуры леопардов и тигров, кошениль, кишмиш, изюм и урюк.

После распада Золотой Орды в этих краях возникло большое Сибирское ханство, центр которого из Чинги-Туры был перенесён к устью Тобола. Много позже на месте великой столицы был поставлен русский острог. Сегодня здесь находятся тюменские кварталы «Царева городища» и стадион «Геолог».

На пути к ТобольскуНочевали в пригородном лесу. Когда-то здесь, в полуразрушенной бывшей столице ханства Чимги-Туре, отдыхала и дружина Ермака. А утром без проблем сели в автобус и уже к обеду были в Тобольске, лихо проскочив мимо мест многочисленных стычек казаков с татарскими мурзами. На Тоболе спокойная жизнь у казаков закончилась. Отныне они уже редко приставали к берегу, не пели песен и не разжигали костров, питались сухарями и крупой, кое-как размоченной в холодной речной воде.

Тобольск и Искер, столицы Сибири

ТобольскНа постой устроились рядом с Тобольским кремлем на Станции юных туристов (120 рублей в сутки) в компании со студентами-археологами и будущими художниками. Живем в одной комнате с профессором Александром Васильевичем Матвеевым. Он оказался хорошим знакомым новосибирского академика В. Е. Ларичева, у которого в гостях я был всего месяц назад. Они между собой всего неделю как перезванивались. Вот вам и еще раз подтверждение того, как тесен наш мир.

Памятник П. ЕршовуНемного катаемся по городу. Фотографируемся у памятника поэту Петру Ершову, известному по сказке о коньке-горбунке. А вечером вместе с Сергеем еще успеваем сгонять на Иртыш к бывшей столице Сибирского ханства. По рассказам сотрудников станции туристов, ехать нужно было чуть больше 20 км в сторону Абалаковского монастыря.

Нужный отворот нашли, расспросив местных жителей в д. Преображенка. Деревня старая, показана на первой сибирской карте 1701 г.

Вид на ИртышЧувашев мыс












Про ИскерНа берегу Иртыша обнаружилась большая плоская поляна, а на краю нее - небольшая стела с полумесяцем на вершине и надписью на татарском языке: «Себер ханлыгы баш каласы урыны, «Искер». От потомков нашим чтимым предкам». В переводе это означает что-то вроде: «Искер – глава земли сибирского народа». Напротив знака находится старое русское кладбище. А где же городище? Похоже, что это совсем не Кучумова ставка, а «Астана Искерская» - мавзолей шейхов, внуков Зенги-баба. По крайней мере, такое заключение Вступление Ермака в Искермы сделали, тщательно изучив на обратном пути придорожный рекламный плакат. А до столицы Сибирского ханства мы, к сожалению, не доехали. Судя по указателю, нужно было проехать еще 5 км до Абалаковского монастыря и еще пять - до д. Загваздино. Но местные жители про Кучумово городище, оказывается, ничего не знают, а непосредственные указатели, в связи с реконструкцией автодороги, снесены. Характерно, что и на первой карте Сибири, составленной через 120 лет после похода Ермака тобольчанином С. У. Ремезовым, Искер также не указан.

В самом селе Абалак мы могли бы увидеть памятник Д. И. Менделееву, его школу и усадьбу, посетить музей. Но, видно, в этот раз было не судьба.

СтрекозыАрхеологические раскопки, проведенные на месте бывшей столицы, выявили немного: керамику и бронзовые украшения. Похоже, что не было особых богатств у Кучума, либо он унес их с собой после проигранного Ермаку боя на Чувашевом мысу. Однако, насколько известно из истории, у кочевников богатством считалось не злато и серебро, а количество скота. Так что всякие истории о некоем кладе Ермака, наверное, сказки. Разбогатеть он мог только захваченным оружием, которого у него и у самого было в достатке, а также скотом, «собольей казной», шубами, коврами да продуктами. А это в земле или в пещерах не сохранишь.

Ермак в Тобольском музееВ краеведческом музее Тобольска нас встречает залихватская статуя Ермака. Она сильно диссонирует с описанием летописи, где Ермак изображается как «мужествен, разумен, человечен и зрачен, всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, возраст средний, плечист и силен». Про ЕрмакаНа сибирских портретах атаман выглядит необычно. Он сутул и напряжен, лицо асимметрично: глаза смотрят как бы по отдельности, левый глаз жестко контролирует окружающее, правый же не на чем не сосредоточен, как бы блуждает. По мнению моего знакомого психиатра, на портретах изображен целеустремленный, даже агрессивный человек, недовольный результатами своей деятельности. Он привык логически мыслить, все тщательно взвешивать и просчитывать, не доверяя интуиции. Это человек, несомненно, умный, но не творческий, он часто использует проверенные, шаблонные решения. Может, именно это и подвело его на Вагае, где ситуация оказалась не стандартной: гнались за Кучумом, но никого не обнаружили и повернули назад. Однако Ермак не почувствовал обмана, ситуация его не насторожила. Второй момент: ночью пошел дождь, но караулы не были усилены.

Портрет Ермака, копияК сожалению, прижизненных изображений Ермака не сохранилось. Да и не было их, наверное. Известные мне портреты, вероятно, были списаны с одного – до того они все похожи. Самый ранний из них – середины 17 века, был нарисован со слов служивших с Ермаком казаков. Автор изображения неизвестен. Похожий портрет Ермака есть и в Енисейском музее – я сфотографировал его, когда путешествовал по Маковскому волоку. И точно такой же я видел в запасниках музея Томского университета. Немного отличаются по одежде портреты в Пермском краеведческом музее и в музее Верхнего Чусовского городка. Говорят, что в дореволюционное время такие портреты были широко распространены по всей Сибири и висели во многих зажиточных крестьянских домах. И на всех копиях художниками сохранялся этот особый взгляд и сутулость.

Тоже ЕрмакМогу предположить, что, если даже этих особенностей у Ермака и не было, то народные художники неосознанно в него их вложили. Например, ориентируясь на символы знамени Ермака, воплощавшего его характер и идеи. Оно было синим, с широкой кумачовой каймой, расшитое узором. В центре нашиты две фигуры из белой холстины: единорог и лев, стоящие на задних лапах друг против друга. Лев – это символ могущества. Единорог – благоразумия, чистоты и строгости. Красный цвет означает мужество, отвагу и независимость, а синий ассоциируется с водой и небом. Это цвет стабильности и непреходящих, вечных ценностей, глубоких раздумий и самоуглубления. Помните, что нам говорил отец Кирилл в Успенском монастыре?

Кольчуга ЕрмакаВ экспозициях Тобольского музея русские и татарские кольчуги ничем друг от друга не отличаются, а вот шлемы – разные, как и оружие. Важный экспонат - пуговица-печатка, которая была встроена слева на подаренной Ермаку царской кольчуге (сама она хранится в Московской Оружейной палате вместе с шлемом Кучума). Эта печатка была найдена в 1915 г. на раскопках городища Искер. Судя по надписи, она принадлежала царскому воеводе Петру Шуйскому, который в 1564 году был убит под Смоленском. Тогда-то кольчуга ("а на том-де пансыре на грудех мишени золотые, а на них вырезано на одной государево имя, а на другой орел") и поступила в царскую казну.

От сибирских татар того периода осталось много разных вещей. Совершенно очевидно, что их цивилизация была ничуть не менее развитой, чем русская. У них и ножницы железные имелись, и пашенный инструмент, и замки - а, значит, и амбары, дома. На камне могильной плиты с ханского кладбища близ Тобольска надпись исполнена по-арабски. Судя по содержанию, умерший был тюрком и исповедовал ислам.

Похоже, что здесь, в Сибири, происходили глобальные геополитические процессы, столкнулись две цивилизации: мусульманский Восток и христианская Европа. Ведь и сам Кучум появился в этих местах совсем недавно (1563 г.), всего за 9 лет до прихода Ермака. Покоренная ханом Сибирь была включена в обширное Бухарское ханство, вассалом которого узбек Кучум являлся. Но Россия оказалась ближе, агрессивнее, да и захват Зауралья начала на столетие раньше.

Вид на Тобольский кремльПо территории белокаменного кремля группами ходят какие-то ребята в черных мундирах. На кадетов вроде бы не похожи. Оказалось - семинаристы. Их тут одновременно обучается около 500 человек. Образование 4-летнее. У одного из них я обменял брелок с берестяным изображением Красноярской часовни на пуговицу с надписью ТДС – Тобольская духовная семинария. Это один из трех духовных центров православия в России и мощный туристический комплекс. В этом году в город привлечено 1,5 млрд. рублей инвестиций. Прогнозируется, что общее количество туристов, посетивших Тобольск в этом году, составит 150 тыс. человек, а к 2008 году эта цифра должна удвоиться.

Часовня женского монастыряЗашел в церковную лавку и случайно узнал, что наш архиепископ Антоний до этого целый год служил епископом в Тобольске. Вот так все близко в Сибири.

Но это еще не все! В картинной галерее я разговорился с женщиной-косторезом. Она оказалась из старинного рода сибирских татар. Ее фамилия Кульмаметова при обратном прочтении (по-арабски) получается очень похожей на «Маметкул» - так звали главного военачальника Кучума. Женщина когда-то училась в Ирбинской средней школе Курагинского района Красноярского края, где я два года работал учителем. В косторезной мастерскойИ хотя было это в разное время, у нас оказалось много общих знакомых. Из-за чего меня усадили на место всемирно известного татарского художника Минсалима Тимергазеева и я не очень успешно попробовал хоть что-то нацарапать буром по мамонтовой кости. А ведь она значительно мягче лосиного рога, из которого художник делает наиболее сложные композиции. И как эти рога объедают полевые мыши?

Памятник Ермаку в ТобольскеСергей же обнаружил в галерее фотографии, сделанные его однофамилицией и получил от нее набор открыток с дарственной надписью автора.

Во дворе картинной галереи расположен Сад Ермака, в котором на мысу Чукман в 1849 г. установлен 16-метровый памятник атаману в виде каменной стелы, огражденной цепями и стволами пушек. Рядом – надгробная плита жертвам колчаковского режима, и, без всякого текста, скромный памятник крестьянам, погибшим в восстании 1921 года. Отсюда на Тобольск очень красивые виды. По Никольскому взвозу мы лихо скатываемся вниз, к своей гостинице. Компьютер на велосипеде Димона показывает 72 км/час.

Гибель Ермака

Поклонный крестНа следующий день, предварительно созвонившись с краеведом Владимиром Ильичем Крапивиным, мы едем к месту гибели Ермака, на стрелку Иртыша и речки Вагай. В оба конца хотим обернуться за день, поэтому с собой берем минимум одежды и никакой еды. И то, и другое - наш просчет. Пауты объедают все видимые части наших тел, а нам поесть здесь совершенно негде.

Татарская мечетьПо дороге проезжаем татарские деревни Сабанаки и Юрты Иртышатские. В каждой них есть деревянные мечети (одна из них - постройки 1844 г.), по архитектуре полные копии наших православных храмов. Только на остроконечном куполе минарета торчит не крест, а полумесяц.

Один из местных жителей, одетый в национальную тюбетейку, рассказывает, что они вот уже четыре года выступают против того, чтобы русские власти сломали Тобольский памятник Ермаку.

- Не может такого быть, - возражаю я. – В прессе вроде бы наоборот пишут.

- Да-да, татары против, потому что это наш национальный герой. Именно Ермак освободил сибирскую землю от монгольского ига! Кучум был бухарцем, потомком Чингисхана, наследником Золотой Орды. И Сибирским ханством он завладел, зарезав законного правителя Едигера, у которого был мирный договор с русским царем.

И ведь действительно, с приходом Кучума у сибирских людей вообще не стало спокойной жизни. Сначала он завоевал племена хантов и манси, потом три года воевал с русскими, а когда они ушли (после гибели Ермака), с наследниками Едигера.

Краевед В. И. КрапивинКраевед нас встречает в заранее условленном месте, на отвороте в деревню Старый Погост. Далее едем по полузатопленному Иртышом проселку к Касым-Туре - Девичьему холму. На нем киевлянами - членами научно-спортивной экспедиции «Путями землепроходцев», 21 августа 1985 г. сложен небольшой каменный тур с табличкой из нержавейки с надписью «Атаману Ермаку – открывателю Сибири. Экспедиция журнала «Турист», 1585-1985 гг.». Выше тура - 9-метровый лиственничный крест, который 24 июля 1996 г. установили участники парусно-гребной экспедиции «Аргонавты Сибири» (учащиеся морского спецкласса Новосибирского кадетского корпуса и курсанты Омского речного училища), посвятившие свой шлюпочный поход по маршруту Павлодар-Омск-Тобольск 300-летию российского флота.

В память о ЕрмакеМемориальная доска












На Девичьем холмеРанее холм копал археолог Могильников (фамилия-то какая!), который установил, что когда-то на этом месте была древняя крепость угров. О чем свидетельствуют два глубоких рва и 2-5-метровые валы, идущие поперек холма (мы их тоже видели), а также найденные осколки керамики и оружие.

Ермак погиб в ночь с 5 на 6 августа (по старому стилю) 1585 г. Но не здесь, а примерно в 2-х километрах севернее. Туда нам проехать не удается, потому что это место нынче затоплено. Сам Иртыш (переводится как «землерой») со времен Ермака сильно изменил свое русло. Ермакова перекопьТем не менее, на космических снимках старое русло просматривается совершенно отчетливо, а также русло Вагая и рукотворной «перекопи» длиной с километр, которую вроде бы казаки и прокопали когда-то для обеспечения своей безопасности. В связи с этим все лето прошлого года тюменские археологи под руководством нашего знакомого профессора Матвеева производили здесь раскопки и смогли реконструировать события, непосредственно предшествовавшие гибели атамана. Отчет об этой экспедиции еще не опубликован. Крапивин же полагает, что у Ермака здесь было становище, которым он не раз пользовался. Иначе для чего «перекопь» делать? И место удобное для контроля за торговыми караванами, которые как раз вдоль Вагая шли. Версия интересная, но она не подтверждается летописями, да и на карте Сибири, составленной в 1701 г. С. У. Ремезовым, «Ермакова перекопь» совсем не в устье Вагая показана.

Роковая ночьПо мнению краеведа, убили Ермака люди местного мурзы Кайдаула («кодя» - хороший). Потому что именно ему при разделе имущества, снятого с трупа всплывшего атамана, отдали верхнюю, самую ценную для воина часть «панцыря». А вот Кучуму не дали ничего!

Крапивин также сомневается в том, что казачий караул мог заснуть, хоть даже и в дождь. Люди они были очень опытные и такой оплошности вряд ли бы допустили. Просто противники у них был более искушенные – профессиональные охотники. Вот и случилось, что «напоила Ермака из мертвого ковша непроглядная пучина Иртыша».

Где был захоронен атаман, ученым доподлинно не известно. Судя по летописям – рядом с могилой татарского святого Хаким-ата. Это место было около некой татарской крепости неподалеку от деревни Баишево, что находится выше по течению Иртыша (см. карту Ремезова). Труп был обнаружен через неделю после боя около Епанчинских Юрт, что в 12 км от Абалака. По летописи, татары «нарекоша его богом и погребоша его по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну», где хоронили и свою знать. Над могилой был насыпан огромный курган, над которым «сиял яркий свет и пылал столп огненный». К сожалению, археологическими исследованиями, проведенными в 1981 г., ни кургана, ни могилы Ермака найдено не было. У татар преданий о ней также не сохранилось, потому что мусульманские авторитеты «смертный завет положиша, что про него рускам не вещати».

Кучум был убит через 13 лет после гибели Ермака, в 1598 году. Он был окончательно разбит калмыками недалеко от современного Новосибирска.

У Крапивина дома оказывается свой небольшой музей. Экспонаты в него он собирал тут же, в окрестностях. Пушечное ядро, коллекция самоваров, монет и значков. На одном из них изображен герб г. Ачинска, в верхней части которого узнаем герб Тобольска. Оказывается, наш Ачинск когда-то входил в Тобольскую губернию.

Настоящий самоварВдумчивый нам попался краевед, за что и получил в подарок набранную мной из Интернета книжку. Может еще до чего важного доберется. Тема эта востребованная. Например, на студии «Уралфильм» снимается документальный фильм «Ермак - Кучум», в котором рассматривается несколько версий судьбы атамана Ермака и его гибели. Съемки проходят в предместье Тобольска Потчуваше, где произошло решающее сражение казачьей дружины с войском хана Кучума и в старом устье реки Вагай, где был последний бой атамана Ермака. А по телеканалу «культура» на днях сделали отдельную передачу про былинного богатыря в «научной» версии. Дешевая профанация, плеваться хочется. Подобная публикация была напечатан в журнале «Биография» (№ 8, 2007).

В этот день мы проехали более 170 км и, как ни странно, почти не устали. Вот что значит кататься налегке. Да еще на блинчиках с чаем, приготовленном на настоящем самоваре: «чай пить – не дрова рубить».

Нет пророка в своем отечестве

Равнина Среднесибирской низменностиС утра покупаем билеты на поезд, прощаемся с многочисленными новыми знакомыми и уезжаем в Тюмень. После вчерашнего пробега ясно, что мы легко сможем доехать до областного центра за 2 дня. Так оно и получилось.

По дороге достопримечательностей ноль. Только и запомнилось, как у дороги копченого сига ели с пирожками и квасом. Местность ровная и однообразная. Развлекаемся, как можем. То голяком купаемся на удивление местным, то сиденье на Машином байке меняем на мотоциклетное, то Сергей вдруг обнаруживает в своем рюкзаке пустую пивную банку, а я - кирпич. Периодически складываю убитых паутов в полую ручку своего топора, а Маша с Димой прямо на ходу целуются.

Новое сиденьеМинуем деревни Караульнояр и Березовый Яр – здесь у ермаковцев тоже были локальные бои с сибирскими татарами. В Караульнояре река резко сужается и татары в этом месте натягивали железную цепь, но напором стругов казаки ее порвали. Здесь атаман применил еще и военную хитрость: в лодках оставили по несколько человек, а остальных изображали одетые в шапки и кафтаны чучела. Сами же казаки ударили нападавшим в тыл, подкравшись берегом.

В устье Тавды у Ермака была недельная стоянка. Отсюда шла старинная водная дорога на Русь – серьезное искушение для измученных и израненных казаков. Ведь среди них были не только вольные («воровские») люди, но и служивые, и бывшие строгановские работники. И только общий круг поддержал прежнее их намерение воевать Кучума. Снова пели песни: размах, удаль, жестокость и смерть! В казачьей дружине без личной инициативы, риска, высокого сознания своего долга просто не обойтись. Успех боя зависит от храбрости каждого (казаку, раненому в спину, награды не давали). Важны были и товарищество, и ватажная артельность. Без них боя тоже не выиграешь.

Плавание по ИртышуОднако народ-то казачий таков, что для поддержания дисциплины без наказаний никак не обойдешься. За проступки наказывали «жгутами», «в великом запрещении» были блуд и «нечистота». Провинившихся сажали «на чепь» и держали на ней по три дня. Дезертиров казнили, «насыпав песку в пазуху и посадя в мешок, в воду»: «больши 20 человек с песком и камением в Сылвы угружены».

Запреты касались всех. Соблюдая табу на «блуд», Ермак отказался принять от князца Елыгая «прекрасную дочь свою в честь и дар».

Вскоре, в районе юрт мурзы Бабасана, дружина столкнулась с армией Маметкула, племянником Кучума. Этот бой продолжался 5 дней. Так что в два месяца казачий поход точно уже не укладывается и споры о датах его начала надуманны. Реально все таки получается, что Ермак в свой разбойничий набег выступил 1 сентября 1581 г., потом на Кокуе зимовал, в мае следующего года по большой воде сплавился по Баранче в Тагил и к Кучумовой столице добрался уже осенью 1582 г.

По пути заезжаем в с. Покровское. Здесь дружина Ермака разбила объединенное татарское войско.

Мой новый другВ 1909 г. в этом селе родился и жил старец Григорий Распутин. Тюменским предпринимателем здесь создан частный музей, но работает он только по предварительным заявкам. Зато в деревне есть свой «Распутин» - 57-летний Виктор Федорович Пролубщиков (от слова «прорубь), бывший актер самодеятельного театра, который с удовольствием нам позирует. Действительно, очень похож. Виктор рассказывает, что в прошлом году сюда из Франции приезжала правнучка старца и когда увидела двойника деда, от неожиданности упала в обморок.

Из особенных экспонатов в музее есть венский стул, который Распутин подарил местному жениху на свадьбу со словами: «Сейчас ты молод и тебе он не надо, а потом мужской силы не будет – присядь». Все посетители на тот стул обязательно присаживаются. Но нам это без надобности - свое седло не хуже работает.

Обычно в музей приезжают немцы - земляки последней императрицы. Так что и Виктор несколько слов по-немецки выучил, чтобы подороже себя продавать...

Двойник РаспутинаО Распутине Виктор знает, наверное, все и на память легко цитирует его пророчества. В одном их них старец еще за месяц предсказал свою смерть. Пророчество необычное и потому я полностью привожу это прощальное письмо, названное автором "Дух Григория Ефимыча Распутина Новых из села Покровскаго»

«Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что ещё до первого января (1917 г.) я уйду из жизни. Я хочу Русскому народу, папе (Царю), русской маме (Царице), детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе русский царь некого опасаться. Оставайся на твоём троне и царствуй. И ты, русский царь, не безпокойся о своих детях. Они ещё сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыт свои руки. Они оставят Россию.

Братья возстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.

Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т. е. детей и родных не проживёт больше двух лет. Их убьёт русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, всё учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоём спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоём избранном роде. Григорий.”


В 1918 г., когда Николая Второго и членов царской семьи везли из Тобольска в Екатеринбург, конвоиры заехали в Покровское сменить лошадей. Царская чета вышла из повозки и поклонилась дому Распутина. Жена старца Прасковья их благословила. Получилось, что на смерть. Пророчество уже сбывалось.

Это пророчество в разных вариантах Распутин высказывал многим людям. Например, фрейлина императрицы А. А. Вырубова записала следующее: "Была Россия - будет красная яма. Была красная яма - будет болото нечестивых, которые красную ямы вырыли. Было болото нечестивых - будет поле сухое, но не будет России - не будет и ямы".

Выходит, что нынешнее состояние России определили не объективный ход истории, не конкретные большевики-коммунисты и развязанная ими классовая борьба, а князь Юсупов, великий князь Дмитрий Романов и депутат Госдумы Пуришкевич, 16 декабря 1916 г. лично застрелившие Божьего старца вместо того, чтобы нанять для этого простых мужиков-уголовников. Вот ведь какая была настоящая причина всех наших проблем. Казалось бы, какое отношение к судьбам миллионов людей может иметь обычный распутный мужик, хотя и отмеченный Богом?

На самом деле все было не совсем так и уж точно без всякой мистики. Недавно проведенное СкотландЯрдом расследование показало, что Распутин был убит третьим, контрольным выстрелом в голову, сделанным сотрудником Британской секретной службы Освальдом Райнером (Ocvald Rayner). Который не только организовал заговор, но и полностью спланировал само убийство. Дело в том, что старец, значившийся в переписке спецслужб под кличкой «Темная сила», постоянно выступал против участия России в Первой мировой войне. Царь и его супруга к нему прислушивались и были близки к закрытию Восточного фронта. Переброска 250-тысячной немецкой армии на западный фронт привела бы к неминуемому поражению Англии.

Все тлен

Верстовой столбВ Тюмень – «ворота в край нефти и газа», мы въезжаем поздним вечером.

По дороге случилась неприятность – Маша засмотрелась, въехала мне в колесо и упала, повредив колено. Перебрасываем ее вещи на наши багажники и оставшиеся 20 км до города она едет, вращая только одну педаль. В Тюмени отыскать травматологию нам помогают местные байкеры, а у одной из них, Катерины, мы оставляем нашу пострадавшую на постой. Сами же уезжаем ночевать в Гилевский городской парк.

С Ю. НикулинымУтром увозим Машу на железнодорожный вокзал, где она безмятежно отсыпается, заодно охраняя вещи. Я же связался с телевидением и около памятного креста Ермаку наговорил на камеру всякой всячины про атамана и наш героический поход. Сергей подлакировал мое интервью бравым казачьим видом и рассказом о своем путешествии на Сталинскую железную дорогу.

Я и клоунНа обратном пути около цирка фотографируюсь с бронзовыми клоунами «Никулиным» и «Карандашем». А вот в краеведческий музей попасть мне не удается, потому что у него как раз сегодня выходной. Зато – очередной парадокс, в нем работает... платный туалет.

Музеи живут своей жизнью, их посетители и путешественники – своей. А может, и нет в этом никаких парадоксов? Просто потому, что В ЭТОМ ИСКУССТВЕННОМ МИРЕ НА САМОМ ДЕЛЕ НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НУЖНО. Странно, но почти тоже происходит и с нашей, ранее сплоченной группой. Еще ночью от нас отбился Сергей, косо смотрят друг на друга Фонтан в ТюмениДима и Маша. Так бывает, когда путешествие вдруг заканчивается, задача решена и напряжение спадает, обнажая чувства. Но я не переживаю. В конце концов, прикосновение к векам и бесстрастное время все выровняют. И уже не существенно, был ли Ермак разбойником или покорителем Сибири, пытавшимся основать свой «город Солнца». Важно, что теперь здесь находится наша Родина.




Кое-что из использованной литературы:

1. Русский путь в Сибирь. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ирбит. 2006;

2. А. Иванов. Вниз по реке теснин. Путеводитель по Чусовой в 2-х томах. Пермь. 2004;

3. Г. Головчанский, А. Мельничук. Строгановские городки, острожки, села. Пермь. 2005;

4. С. Неганов. Четыре века Прикамского казачества. Пермь. 2002;

5. Быль Чусовских городков. Краеведческий сборник. Екатеринбург. 2000;

6. 12 путешествий по Среднему Уралу. Путеводитель. Реж. 2006;

7. А. Бычков. «Исконно русская» земля Сибирь. Москва. 2006;

8. И. В. Щеглов. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882 гг. Сургут. 1993;

9. Г. Ф. Миллер. История Сибири. Москва. 2005.

10. С. У. Ремезов. Чертежная книга Сибири. Милан. 2003.

Владимир Черников. Июль 2007 г.

начало назад

 


наверх, на стартовую, карта сайта, поиск по сайту, контакты

Copyright, 2005-2012, велоклуб «Грязные носороги»
тел.: +7 (3912) 42-65-24, +7-908-203-8860
написать письмо

Разработка сайта: «Интек-Медиа»