|
|
Партнеры
партнерские ссылки
|
|
|
|
|
Что нужно купить к велосипеду
Оказывается, покупка велосипеда влечет за собой дополнительные расходы. Особенно если это ваш первый байк. Йод и зеленка не в счет, однако, привыкающим к контактным педалям придется потратиться и на них (да, пластырь не забудьте!). Считается, что человек тратит на аксессуары столько же денег, сколько на сам велосипед. Только не пугайтесь сразу, если вы только что стали обладателем байка. Во-первых, это не настолько необходимо, как покупка компакт дисков после приобретения CD-проигрывателя; во-вторых, большинство описываемых ниже аксессуаров делает ваши поездки безопаснее, веселее, удобнее и т.д. Машина в максимальной комплектации всегда доставляет больше удовольствия хозяину.
ВЕЛОШЛЕМ
Думаем, что это первая вещь, которую надо взять в руки, отдав деньги за новый велосипед и еще не выйдя из магазина. Сразу хотим предупредить первый контраргумент - зачем мне шлем, я буду кататься осторожно! Если вы и впрямь будете ездить на байке только по дорожкам любимого парка, от покупки шлема можно воздержаться. Велосипед ничуть не опаснее, чем любой другой спортивный снаряд, например, теннисная ракетка. Но если вы планируете хотя бы изредка выезжать на дорогу, то учтите, что водители могут не разделять вашего осторожного подхода к жизни. Большая часть несчастных случаев (если не считать травм во время соревнований) происходит именно на дороге. Врачи настоятельно рекомендуют, а правила движения в Австралии, например, обязывают велосипедистов надевать шлем. В смысле безопасности все шлемы соответствуют одним и тем же стандартам. Они делаются из пенопласта, покрытого сверху нарядной пластиковой оболочкой, и должны спасти велосипедиста от серьезных травм при ударе головой на скорости 20 км/ч. В реальной ситуации это означает, что шлем спасает при инциденте на более высокой скорости - при падении голова касается земли в последнюю очередь, когда скорость уже существенно снизилась. В момент удара шлем должен расколоться, это нормально. Восстанавливать его ни в коем случае нельзя. Впрочем, случаются такие неприятности очень редко, и большинство байкеров пользуются шлемом до тех пор, пока не захочется поменять его на новую модель. Шлем может стоить от $30 до $150 долларов. У более дорогой модели, как правило, бывает больше вентиляционных отверстий, удобнее механизм регулировки, качественнее козырек, защелки лямок и, разумеется, более модный дизайн. Существуют полнолицевые шлемы - в них добавлена защита челюсти. Такие модели предназначены для фрирайдеров и даунхилльщиков.
НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ К сожалению, даже самый совершенный велосипед не защищен от поломок. Кроме того, байк периодически нуждается в регулировке. А уж от прокола шины вообще никто вас не застрахует! Удобно всегда иметь при себе небольшой дорожный набор: шестигранные ключи и отвертки, монтажки для колес, запасную камеру, заплатки, насос. Иногда берут с собой выжимку для цепи и некоторые другие инструменты.
Ключи шестигранники - главное орудие для регулировки байка. Если надо отрегулировать тормоза, седло, затянуть рулевую колонку и т.д., пользуются именно ими. Требование одно - надежность. Сорванный в дороге ключ будет весьма неприятным сюрпризом. Часто в продаже можно встретить набор шестигранников в виде перочинного ножа. Там же вы найдете шлицевую и крестовую отвертки. Стоимость ключей составляет $5-25, и не имеет смысла экономить - дешевые шестигранники срываются нараз. Для экономии веса можно взять рассыпной набор ключей и возить с собой самые необходимые. Одна из частых неприятностей в дороге - прокол колеса. Вообще колеса спускаются из-за двух видов воздействия - внешнего и внутреннего. В первом случае шину протыкает снаружи гвоздь или стекло, во втором, при наезде на твердое препятствие (особенно с острой гранью - например, дорожный бордюр) обод пробивает камеру изнутри. Увы, проколы стали случаться все чаще. На дорогах полно стекла, в том числе и в парках. Чтобы снизить риск услышать злобное шипение, во-первых, старайтесь, не проезжать по осколкам бутылки, битое автомобильное стекло не так опасно; во-вторых, в лесу объезжайте места, где жгли костер - там могут оказаться не только бутылки, но и гвозди от досок из забора ближайшего пионерлагеря; в-третьих, более агрессивные шины сложнее проколоть, чем слики (покрышки без рисунка протектора). Не забывайте, что на дороге нельзя вести себя непредсказуемо и вилять из стороны в сторону, объезжая битое стекло. Уберечься от пробоя камеры еще проще - хорошенько накачайте шины. Ехать станет жестче, но легче. При наезде на бордюр или ступеньки полезно сбавить скорость, выдернуть руль верх, а затем перенести на переднее колесо большую часть веса тела и забросить заднее. Есть и более продвинутые методики, но для начала и это хорошо. Если прокол все-таки произошел, не отчаивайтесь. У вас ведь есть все, что нужно для столь мелкого ремонта. Для интереса засеките время - замена шины займет 5-15 минут. Лучше, конечно, было предварительно потренироваться дома. Сначала снимите колесо. Монтажек в комплекте три штуки. Воткните две из них между ободом и покрышкой в 15-20 см друг от друга. Работая монтажками как рычагами, вытащите борт шины наружу. В зависимости от шины и обода тут может потребоваться и третья. Разбортуйте шину по всему периметру и вытащите камеру. Обязательно надо найти место прокола и проверить, не остался ли острый предмет торчать в покрышке. Камеру, пробитую ободом, можно опознать по двум дыркам. Вставьте запаску и забортуйте шину с помощью монтажек. Проследите, чтобы камера не попала в зазор между ободом и покрышкой. Теперь можно установить колесо на байк и накачать. Процедура, как видите, сверхпростая. Если полениться или поскупиться, модно существенно осложнить себе жизнь. Первая возможная проблема - дешевые монтажки легко сломать. Бывает очень сложно вытаскивать покрышки с кевларовым кордом (особенно слики) из некоторых ободов. Пользоваться отверткой не рекомендуется - можно попортить обод и проколоть шину в еще одном месте. Иногда получается использовать в роли монтажки ручку эксцентрика от колес. Но лучше все-таки взять надежные монтажки. Вторая проблема - вы захватили с собой шину, которую прокололи в прошлый раз и забыли залатать. Их стоит иметь на случай второго прокола за одну поездку. Заплаток можно возить с собой много, хотя бы чтобы поделиться с кем-нибудь, у кого в дороге спустило колесо и нет запасной камеры. Простые резиновые заплатки придется приклеивать, а значит возить с собой тюбик клея и ждать, пока он высохнет. Есть мгновенные заплатки, которые надо отодрать от основы, наложить на пробитый участок камеры и крепко прижать на 5 минут. Ремкомплект стоит от $1 до 5. Третья проблема может быть связана со стандартом ниппеля камеры. Существует два основных вида - автомобильный ниппель и велосипедный (presto valve). Автомобильный шире, и не подходит для большинства дорогих ободов. Зато в дороге насос к нему искать долго не придется. Теперь о вашем дорожном насосе. Разумеется, он должен соответствовать тому типу камер, которым вы пользуетесь. Обычно современные насосы делаются универсальными. Моделей море ($5-50). Отличаются они друг от друганезначительно. Во-первых, материалом. Есть пластмассовые и металлические (алюминиевые). Вторые надежнее, но тяжелее. Во-вторых, ест модели с манометром. Приятный пустячок, но нужен только отпетым педантам. В этом году даже появился электронный насос - он оснащен жидкокристаллическим дисплеем и начинает пищать, когда вы накачали колесо до предварительно заданного давления. В-третьих, насос может быть односторонним и двухсторонним. Во втором случае воздух поступает в шину как при сжатии насоса, так и при растяжении. В-четвертых, насосы бывают телескопические, чтобы за один цикл закачивать больше воздуха. К разряду экзотических можно отнести насосы с баллончиками с углекислотой (похожими на сифонные). Они самые компактные и накачивают шину практически мгновенно, но использовать их без баллончиков нельзя. Выбор за вами.
РЮКЗАК И ПРОЧЕЕ Теперь надо придумать, как возить все это добро. Достойный вариант - подседельная сумка. Только проверьте, что в нее влезает все, особенно насос. Некоторым нравиться рассовывать все необходимое по карманам веломайки или возить кучу барахла в рюкзаке. Вкратце об основных чертах, которые отличают рюкзак байкера ($40-100) от обычного городского.
Во-первых, особая подвеска. Она обеспечивает вентиляцию - к спине прилегает не сам мешок, а тонкая сетка. Специальная плоская пружина-паук оттягивает от нее остальную массу, и пот испаряется , вместо того, чтобы впитаться через рюкзак в ваши вещи. Справедливости ряди надо заметить, что не все верят в такую подвеску. Некоторые утверждают, что она мешает сохранять равновесие. Во-вторых, велосипедные рюкзаки оснащены отделением для кэмел-бека. Это такой пакет с трубочкой (как для капельницы, только большой и прочный)в который наливают воду, и утоляют жажду не отвлекаясь от гонки. Трубка снащена клапаном, который надо прикусить, чтобы он открылся. В рюкзаке обычно для этой трубочки делают специальное отверстие. В-третьих, четвертых и пятых, конструкция включает светоотражающие элементы для безопасности на дороге в темное время, а иногда чехол на случай дождя и клапан, под который можно пристегнуть шлем. Последнее пригодится, если вы едете с велосипедом общественным транспортом и не хотите выглядеть инопланетянином. Поскольку в дороге обязательно надо пополнять запас воды в организме, почти на каждой раме есть места для крепления фляги. Комплект состоит из флягодержателя, в который вставляется специальная фляжка. Набор стоит $5-15. Брать с собой флягу надо обязательно, если вы отправляетесь в поездку на 25 и более км. Если при этом вы планируете оставлять байк в не совсем надежном месте (например, у магазина или палатки), вас выручит замок. В зависимости от надежности, он может стоить от $5 до 50, и все равно не обеспечивает адекватной защиты. Любой квалифицированный байкер может меньше чем за минуту снять оба колеса, вытащить седло, а в случае дисковых тормозов вилку. Это уже не говоря о компьютере, фонарях и т.д. Однако, от обычного угона замок в ряде случаев защищает. Если ваш байк ничем не отличается в лучшую сторону (ну, уж извините!) от десятка других, стоящих рядом, то воры покусятся на другой велосипед - так что замок в этой ситуации не помешает. Эгоистично, но жизненно.
ВЕЛОКОМПЬЮТЕР Мы часто касаемся темы этих забавных приборов, поэтому здесь перечислим только основные особенности компьютеров. Обычно спрашивают, нужен компьютер или нет, и сколько он стоит. Мы не видим особой причины отказывать себе в удовольствии иметь на руле кусочек электронно-вычислительного мира. В глухих болотах он внушает веру в человечество, а стоит от $15-150. Пользоваться велокомпьютером проще простого - обычно у него есть две основные кнопки. Хотелось бы предупредить, что в пути ваше внимание должно быть в первую очередь на дороге, а не на дисплее компьютера. Принцип работы компьютера очень прост. На перо вилки крепится сенсор магнитного поля (на основе геркона), а на одну из спиц - магнит. Когда последний оказывается в близи сенсора, тот замыкается, и прибор узнает, что колесо сделало полный круг. При установке прибор калибруется - в него закладывается длина окружности колеса, поэтому все остальное - дело техники, никакого мошенничества.
Хороший компьютер знает текущее время, определяет скорость, фиксирует среднюю и максимальную скорость на маршруте, длину и продолжительность маршрута (дневной пробег), общий пробег и наверняка что-нибудь еще - фирмы любят придумывать свои фенечки (частота педалирования, ритм сердца, высота над уровнем моря, температура "за бортом" и т.д.). Самые навороченные модели подключаются к большому компьютеру и передают на него информацию о графике ваших тренировок. Удобно, когда компьютер оснащен дисплеем с двумя строчками данных - можно одновременно видеть время и скорость. Потребность в других режимах возникает лишь изредка. При покупке обязательно проверьте, что хомут сенсора (если он специальный) подходит к вашей вилке. Очень часто толщина ног вилки оказывается слишком большой. Тогда следует подобрать другую модель, с креплением стандартными хомутами или попросить механиков найти для вас подходящий хомут. Если вы часто катаетесь по лесному бурелому или увлекаетесь художественными падениями, обратите внимание на беспроводные модели. Вместо провода, который легко порвать, они оснащены небольшим радиопередатчиком. Если вы все-таки выбрали обычную модель, спросите продавца на всякий случай, есть ли для нее запчасти например, тот же самый провод или крепление на руль. Не забудьте, что поменяв резину, компьютер надо заново откалибровать.
ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ Если вы когда-нибудь обгоняли на машине велосипедиста на ночном шоссе, то вы прекрасно понимаете, зачем на байке нужна светотехника. Строго говоря, выезжая на дорогу, вы становитесь полноправным участником дородного движения. По российским правилам велосипед должен быть оборудован спереди белым фонарем или отражателем, сзади - красным, на переднем колесе должен быть укреплен янтарный (желтый) отражатель, а на заднем - красный. В зависимости от страны, правила различаются. Например, в наших правилах ничего не сказано о допустимости мигающего режима заднего фонаря, а в Германии он явным образом запрещен.
В стандартную комплектацию велосипеда входят белые отражатели на колеса и красный на подседельный штырь. Если вы ездите ночью, то для пущей безопасности надо поставить сзади фонарь. Они продаются повсеместно по цене от $5 до 25. Различаются фонари по количеству и яркости светодиодов и фильтру. Полезно также обратить внимание на защищенность от воды и тип используемых батареек. Не стоит брать самый большой фонарь - сверхмаленькие с одним светодиодом иногда работают эффективнее. Попросите продавцов продемонстрировать работу нескольких моделей. Обычно батарейки ставятся стандартные пальчиковые, типа АА. Но иногда случаются исключения. Производители утверждают, что используют экзотические элементы питания для экономии веса, по попробуйте находясь проездом где-нибудь в Переславле-Зеленском, купить батарейку типа N, если ваша сдохла! Вот и окажется, что ваш суперлегкий и яркий фонарь, абсолютно бесполезен.
Режимов работы бывает несколько. Главные - постоянное свечение и мигающий. Из вполне хватает. Первый меньше раздражает водителей сзади, а второй экономит батарейки. Есть модели фонарей, где светодиоды мигают каким-нибудь экзотическим образом, может быть кому-нибудь это и понравится, но только не человеку, который догоняет вас на машине. Кстати, фонарь со свежей батарейкой виден за несколько километров. В комплекте может быть прищепка для крепления фонаря на одежду или шлем. Многие находят эту штуку полезной. Часто задают вопрос о передней фаре. Практика показывает, что она нужна, только если вы ездите по неосвещенным дорогам. В городе света, как правило, хватает. Для любителей экстрима выпускаются особо мощные модели с дополнительным блоком питания - они стоят несколько сотен долларов и светят, как прожектор. Обычная фара на руль обойдется вам в $20 и будет работать от 4-х пальчиковых батареек. Есть модели с аккумуляторами и специальным зарядным устройством.
КРЫЛЬЯ И ДРУГАЯ ЗАЩИТА ОТ ГРЯЗИ Один из важных моментов при покупке велосипеда, подумать о плохой погоде. Основные аксессуары для защиты от грязи - это крылья. Причем заднее является основным. Не все крылья подойдут к вашему велосипеду. Некоторые будет невозможно установить, поэтому выбирайте внимательно. Поскольку ездить с крыльями неудобно, разумно отдать предпочтение легкосъемным моделям. В самом удобном варианте заднее крыло крепится к подседельному штырю и отстегивается одним движением, а для переднего крыла устанавливается специальный якорь, к которому уже пристегивается крыло. Снять и установить щиток при такой системе - секундное дело. Есть и более специальная защита байка. Имеются в виду неопреновые чехлы для амортизаторов, рулевых колонок и т.д. Они надежно защищают компоненты и реально продлевают им жизнь.
ВЕЛООДЕЖДА И ОБУВЬ Кажется, дошли и до этой безделицы. Зачем нужна специальная одежда и обувь, если у каждого есть спортивный костюм? Оказывается, все-таки нужна. Самая главная деталь костюма - велотруссы или рейтузы. От обычных они отличаются мягкой прокладкой, которая приходится на область контакта человека с седлом. Велотруссы спасут вас от неприятных ощущений после долгих поездок. Товар дешевый, поскольку "левых" вариантов не бывает - $25-60. Веломайка хороша тем, что состоит их слоев ткани - для отвода влаги от тела и дальнейшего ее рассеяния. Разумеется, она добавляет эстетики. Удобно, что на спине есть карманы, обычно три штуки. Майка стоит в районе $40. Для прохладной погоды незаменимы ветровки с мембраной. Их главная особенность - выпускать наружу пот, но не продуваться. Между материалами есть существенные отличия. Некоторые из них промокают, а другие нет. Выбор непростой, потому что "непромокаемые" хуже "дышат" и требуют больше заботы при стирке. В зависимости от крутизны, ветровки стоят $40-150. Перчатки нужны в первую очередь любителям агрессивной езды. При падении они незаменимы. Если вы просто катаетесь, то перчатки помогут избежать мозолей. Удовольствие обойдется в сумму от $15. Велотуфли используют владельцы велосипедов с контактными педалями. Туклипсы сегодня смотрятся старомодно и на новые байки практически не ставятся. Принцип работы контактов прост - на подошве ботинка крепится "шип", который входит в специальный замок на педали. Чтобы отстегнуться, нужно повернуть пятку в сторону. При нормальной езде такое движение не характерно, поэтому случайно отстегнуться довольно сложно, а после небольшого периода привыкания сделать это намеренно не составит труда. Некоторые проблемы с контактными педалями в грязи, но игра стоит свеч - эффективность езды существенно возрастает. Выбор туфель - дело вкуса. Главная характеристика - жесткость подошвы. Чем она выше, тем профессиональнее модель. Цена, разумеется, тоже от этого зависит. Прогулочные туфли стоят $40, а спортивные до $150. Ботинок должен хорошо держаться на ноге, поэтому велообувь моно покупать только после тщательной примерки. Туфли продаются без шипов. Шипы идут в комплект к педалям и совместимы только с педалями своего типа. Основных стандартов два - Shimano SPD и Time ATAC.
|
|