стартовая карта сайта написать письмо контакты
 




    
Партнеры
партнерские ссылки
 
 

Маковское - мать сибирских городов



Кататься на байках мы начали лет пять назад, чтобы стать здоровее: "в мире нету толще ногов, чем у "Грязных носорогов". Потом стали понимать в горных велосипедах больше и увлеклись их совершенствованием и испытаниями. С помощью вело забирались в места, куда пешком не пойдешь и на машине не заедешь. А после техника как-то незаметно отошла на второй план. Главным стали романтика путешествий, встречи с людьми, посещение музеев, изучение родного края, желание рассказать об увиденном. Так появилось увлечение фотографией, публикации в газетах и журналах, а на сайте велоклуба - серия очерков о наших походах. Одна из поездок подвигла на установление памятного креста сибирскому святому Даниилу Ачинскому.

Почему Маковское?

Освоение русскими Центральной Сибири шло поэтапно. Сначала вслед за поморами по Таз-Туруханскому волоку казаки вышли на притоки Енисея и построили Мангазею. Через год появился Кетский острог, по Кеть-Касовскому волоку служилые вышли на Енисей и дошли аж до Качи. Через 15 лет обустроили Маковский волок и построили острог Енисейский. И уже отсюда стали заселяться землепроходцами верховья Енисея и нижнее Приангарье.

Маковское, карта 1727 г.Первый этап мы пока пропустили - в тех местах на велосипеде делать нечего. Кеть-Касовскую часть исследовали полтора года назад. Это было почти авантюрное путешествие по давно сгнившему "баронскому тракту" вдоль Обь-Енисейского канала (он строился в 1883-1892 гг.). Вот тогда и появилась задумка побывать в с. Маковском.

Когда стали готовиться к путешествию, то неожиданно столкнулись с вопросом: как так получилось, что искушенные в поисках наикратчайших и удобнейших путей казаки проложили такой труднопроходимый волок? Путь до Енисейска получился более 100 верст по тайге, болотам, ручьям и рекам. "Противо Намака с Кети реки на волок, до Тыи реки, пешему человеку нести на себе 2 пуда, итить 2 дни, а зимним путем на нартах итить два ж дни, и на Тые делать струги или зырянские каюки страдные, и от тово волоку от Тыи Тыею речкою на большую реку Кемь полднища, (а рекою Кемью) плыти на Енисею день и, выплыв на Енисею, по Енисею в верх до Тунгуски реки неоплошно итить день ходу". Неужели не было более короткого и удобного пути? "А по всему волоку зело грязно: и для того везде по нем великие мосты построены для ради множества грязей и болот и речек".

Макоцкий (Намацкий) острожек поставили осенью 1618 г. как промежуточное укрепленное место зимовки отряда сына боярского Петра Албычева, будущего строителя Енисейска. Место, где расположено село, выбрали удачное. Не зря здесь до прихода русских было родовое стойбище остяцкого князца Намака. Сухой песчаный берег, сосновый бор. Возможно, существовала отсюда более-менее хоженая тропа - ведь как-то сообщался с православным миром инок Тимофей (Иванов), келья которого располагалась на месте будущего Спасо-Преображенского Енисейского монастыря еще в 1592 г.

Однако почему кетские казаки пошли все же таким длинным и сложным путем, а не проторенным Кеть-Касовским волоком? Где перетаскивать лодки всего-то было версту. Течение по Кети, Ломоватой и Язевой медленное, легко ходили здесь на веслах, шестах, а то и на бичеве. Потом короткий волок в Малый Кас и сплав по нему прямо в Енисей. И по расстоянию, и по времени экономия большая. Этот волок был популярен у местных жителей еще с древних времен (строители канала неоднократно находили на нем следы прежних цивилизаций. Была здесь когда-то даже тунгусская караульная застава).

Судя по архивным документам, казакам Кетского острога не удалось утвердить свое право на сбор ясака с приенисейских остяков. Их опередили мангазейцы. Пишут, что у русских то ли спор, то ли даже драка получилась между собой из-за этого. Да и сами остяки не против были платить в Мангазею - по 5 соболей "с лука", а не по 10, как установили кетские казаки. Поэтому и ходить на Енисей через Кас стало вроде бы незачем.

Другая причина возникла позднее из-за потребности государства в освоении Верхней Тунгуски (Ангары) и через нее - "братских" земель Забайкалья. А от Каса до устья Ангары против быстрого енисейского течения 300 км. Да и воинственные тунгусы бродят рядом. Кетский же путь был более спокоен и безопасен.

Через Маковскую пристань в период освоения Сибири шел основной грузопоток Ангаро-Кетского пути. В течение 120 лет волок был единственной транспортной "артерией", связывавшей Восточную Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток с Россией. Именно в этот период всего за восемьдесят лет и была присоединена к России восьмая часть планеты. А потому значение волока среди всех других дорог, по которым осваивалась Сибирь, самое важное.

Село Маковское, одно из первых русских поселений на Енисее (старше него только Мангазея и Туруханское зимовье), стало "матерью" для 16 самых крупных сибирских городов. Волок полностью обеспечивал их хлебом, солью, деньгами, одеждой, оружием и инструментами. И люди, и лошади, и даже собаки пришли в Сибирь этим путем.

Маковский волок активно функционировал еще в начале Х1Х века. Но уже тогда на его значение покушались проекты строительства Обь-Енисейского канала и Кеть-Сымовского волока, более активного использования водного пути по Чулыму. Реально же свое значение волок стал терять с появлением в 1740-х годах Московско-Сибирского почтового тракта и, позднее, со строительством железной дороги. Именно по ним и пошла основная колонизация Сибири.

Маковское, карта 1734 г.По Маковскому волоку зимой 1662 г. везли в ссылку неистового протопопа Аввакума Петрова. В 1675 г. с посольством в Китай здесь ехал ученый Николай Спафарий Милеску: "а от Маковского острогу поехали через волок в Енисей. А тот волок держит верст с 5 летнею порой, а зимним путем сказывают, что с 50 верст: Везде на нем великие мосты построены. Потом елани. Там деревня небольшая, а недалеко деревня большая, в которой острог и церковь - Елань". В 1734 г. волоком проезжал Герард Фридерик Миллер, первый исследователь Сибири.

В 1923 г. через Маковский волок на Кеть ехал отбывавший енисейскую ссылку удивительный человек ХХ века епископ Лука Ташкентский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), профессор медицины и хирург с мировым именем. В те же годы в с. Маковском отбывал ссылку ленинградский священник Евгений Бобовский. За то, что тайно крестил и отпевал, он был выслан вскоре и отсюда в еще более отдаленные деревни низовьев Енисея.

Два дня новой истории

19 августа 2003 г., ровно через год после похода на Обь-Енисейский канал, я все же поехал в Маковское. К тому времени мы с ребятами уже так много покатались, что на этот поход у меня товарищей не нашлось. Маршрут не казался сложным, и я подумал, что мог бы съездить и один. Хотя моя жена так не считала...

На въезде в ЕнисейскНа поезде добрался до Лесосибирска. Свежим утром легко докатился до Енисейска, где все дышит историей. Даже краеведческому музею 120 лет! Я в нем не был уже давно и поразился неожиданным изменениям: все экспонаты оказались без всякой хронологии и смысла сваленными в кучу. Оказывается, новый директор музея (бывшая завхоз) наняла студентов из Лесосибирского пединститута и те "осовременили" историю.

Однако, слава Богу, настоящие музейщики еще остались. И я все же увидел единственный в Сибири портрет Ермака, упрятанный новоделами в запасники. От работников музея, ходивших в Маковское пешком лет 20 назад, я узнал и первые сведения о дороге туда, возможных трудностях (хляби и топи) и опасностях (медведи). Заодно выяснилось, что я буквально на три дня опоздал к празднованию 385-летия Маковского острога и туда на вертолете улетело все енисейское начальство. Ну и что? Я ведь и не собирался лететь с ними: у меня есть велосипед!

Основательно осмотрев город, я посетил еще и местный выставочный зал, где приобрел жене прелестную вазочку для хранения украшений. Эти уникальные вещицы тонкой работы изготавливаются староверами из наростов на дереве.

Картина

Монастырь в Енисейске

Только выехал за город, как тут же попал под дождь. Удовольствие получаешь только первые три минуты. А потом становится холодно и сыро. Но дождь оказался коротким, катилось после него легко и солнечно. По пути заехал на Монастырское озеро и искупался вместе с заезжими туристами. Это озеро расположено в глубокой лощине в 30 км от Енисейска и в 3 км в стороне от трассы в глухом сосновом бору. Раньше здесь стоял скит, монахов которого в революционные годы большевики расстреляли и утопили. Фотографию этих событий я видел на выставке в енисейской школе № 1. На месте скита установлен памятный крест.

В д. Ялань меня окружили местные пацаны на "Камах". Конечно, я с ними немного погонялся и не посрамил честь городского байкера (имея преимущество в 27 передач). Ребята указали дом человека, знающего дорогу в Маковское. Александр Угрюмов, хотя внешне и не соответствовал своей фамилии, стал настойчиво отговаривать меня от поездки и при этом трижды посоветовал: "Я вам не советую", потому что дороги нет, а есть дикая грязь и если пойдет дождь, то мне ни добраться, ни выбраться. Тем не менее, он нарисовал подробную схему, но я все равно заблудился и в результате маханул по лесосекам лишних 10 км.

Заночевал рядом с дорогой на болотце, зато недалеко от воды. Несподручно оказалось одному: и палатку ставить, и дрова готовить, и за водой, и варить. А раньше все это делали одновременно с неразлучными друзьями. Сидят они сейчас, наверное, дома и квасятся. А я поел каши с тушенкой и, в палатку, читать при свете налобного фонаря подаренные музеем книги по истории Енисейска.

Проснулся рано от шума трелевочников - оказывается, вчера я блудил совсем рядом. Дорога ужасная, но все же ехать можно - пригодился опыт путешествий на Манские озера. В дикой жаре, лавируя меж огромных луж и "грязей великих", местами в траве по пояс добрался я до места, где когда-то стояла д. Рыбная. Здесь раньше было 12 дворов и ямская станция, а позднее жила бабка-ворожея Акулина. Место для жилья хорошее, на буграх, сухое. Но дома давно вывезли. Речка обмелела и почти пересохла. В километре отсюда - пасека Александра Александрова. Зимой ее разграбили и пчел не оказалось, а также и людей. Так что пообедать на готовеньком мне не удалось. Зато обнаружилось полбанки толченой малины, которую я с удовольствием и съел, закусив салом.

Дальше на 40 км пошли сплошные гари и вырубки - потому и Кеть, и Кемь обмелели. Уже лет тридцать по ним лес не плавят. Похоже, что леспромхозы сами "срубили сук, на котором сидели". Где сейчас этот лес, бревна и доски? Прежние стоят в деревенских домах, а поздние бумагой и карандашами на городских свалках погнили. Плоды урбанизации!

Через 8 часов тяжелейшего зимника я наконец-то попал в приречный сосновый бор. Пересохший ручей, ограда поскотины, 4 км песчаной дороги, небольшой пригорок и, о чудо! Современная деревня передо мной, российский флаг над сельсоветом, старинная деревянная церковь, автомашины, мотоциклы и, главное, колодцы. Напился под горло, а то голос совсем усох.

Земляной А. Е.Невысокий бородач, глава местной администрации Александр Ефимович Земляной, конечно, удивился - ведь связь у него с районом только вертолетом, да по рации. Да и выглядел я необычно: в грязи по пояс, в обтягивающих "велосипедках", цветастой рубахе, желтых очках, велошлеме. Прямо марсианин. Однако, чего в жизни не бывает.

Приветливый человек, у него я и остановился. Отмылся от болотной грязи, переоделся, поел картошечки, попил разведенного и захорошело. Очень интересным оказался мой собеседник. Бывший мент (паспорт у меня проверил), он выучился на пчеловода, работал в п. Бурный. А потом переехал сюда, узнав про бескрайние местные гари. Сумел организовать второе в России генофондное хозяйство по выведению среднерусской пчелы. Уникальность енисейского насекомого в том, что оно на месяц дольше зимует, а летом очень продуктивно и не болеет. И дает самый вкусный и полезный мед "бурного взятка" - кипрейный. Такой мед выводит радионуклиды, оказывает противораковое воздействие, используется для приготовления медикаментов, в связи с чем пользуется огромным спросом. Так что Земляной теперь мечтает построить в своей глухомани Пчелоград и открыть торговлю с Японией.

В опекаемую им территорию входят еще несколько деревень ниже по Кети. В Лосиноборском находится лосёвый заказник. А раньше там были фермы по разведению лосей - зверь ручной, только коровы его боятся из-за объемистых рогов. В других деревнях - бобровые заказники, были и лисофермы, благо дешевого корма - рыбы в Кети, хватало. До перестройки в некоторые месяцы АН-2 делал по десятку рейсов в день - вывозили пушнину, рыбу, мед, ягоду, орехи.

По преданию, острог при его основании находился на полкилометра выше нынешнего села. Однако из-за неудобных подходов к воде дома постепенно перенесли на Красные горки - "маковки". Соответственно и сам волок не совсем соответствует тому зимнику, по которому я приехал. Говорят, что он шел южнее и больше петлял. Поскольку деревня за свою историю ни разу не горела (чур мой язык), то некоторые дома сохранились еще со времени их постройки. Небольшие, но основательные избы с маленькими оконцами и кровлями "желобом" в полбревна. Весь двор по-казачьи обустроен под одну крышу - вот уже три века подряд там гнездятся ласточки.

Места эти были обитаемы еще 5 тысяч лет назад - у Земляного есть предписание на охрану палеолитической стоянки на Кети, недалеко от Маковского. А вот люди живут сейчас здесь не местные, без корней. Часть из них приехала в советский период по распределению, другие - по оргнабору в химлесхоз "Промысловик", третьи - ссыльные. В последние же годы понаехала в село орда поколесивших по свету бывших старообрядцев, циничных и наглых. Из-за воровства "мохнорылых" стали замыкать дома. А их попытки захватить административную власть, перераспределить покосы и охотничьи угодья и переименовать село в "Шутовку" (по фамилии их авторитета) уже стали серьезной проблемой. Парадоксы истории: староверы больше не прячутся в глушь и не являются образцом морали.

КетьНа следующий день я прокатился по Кети на моторке Земляного до ближайшего залома. После чего плотно позавтракал, попрощался с гостеприимным хозяином и уже всего за 5 часов на двух "сникерсах" умудрился доскочить до Ялани (вездеход и то идет на час дольше). Попил молочка у Угрюмова - а как же, нельзя было не заехать. Решив попасть на вечерний поезд, пролетел по асфальту еще 80 км, успев за три часа искупаться в Кети, помыть велосипед, пообедать в енисейской столовой и купить билет. Тут и ливень хлынул. Но я уже сидел в вагоне, размышлял об увиденном и наслаждался пивком.

Так, где же все-таки проходил Маковский волок? Зимой он, вероятно, не слишком отличался от нынешней дороги, конечно, спрямленной лесовозами. И шел, скорее всего, как показано на карте 1720 года - поперек Кеми прямо на Енисейск. Так зимой короче, да и асфальтированного шоссе на Ялань тогда не было.

А вот где шли волокуши и вьючные обозы летом? Спафарий пишет всего о 5 верстах. То есть нужно искать судоходную речку в 5-6 км от Маковского. А такой на карте нет! Однако один дед говорил мне, что в 30 км от села он когда-то видел старую волокушную дорогу в сторону Енисейска. А на р. Тые, впадающей в Кемь, раньше находили сгнившие остовы лодок. Как раз эти места упоминают и путешественники, и старые карты.

Ясно, что нужно снова ехать, только здесь, на месте, и найдется историческая истина. Или послушать жену? Лучше я ее поцелую...

POSTSCRIPTUM

Увлекательное это дело, читать музейные книги, общаться со старожилами. Начинаешь чувствовать эпоху, ощущать истинные мотивы поступков пращуров. Например, почему приговоренный к виселице "вор" Ермак покорил Сибирское ханство? Через новые жестокие убийства он получил царское прощение и железную кирасу в награду (которая и утопила его). А каков был подлинный замысел карательного похода наемника Многогрешного на Тубу в 1692 г., когда были истреблены более 600 инородцев? А оставшиеся в живых их жены и дети были проданы на невольничьем рынке в Красноярске? Была ли необходимость в расстрелах десятков хакаских детей психически больным Аркадием Голиковым в Ужурском районе в 1921 г.? Или в "расказачивании" и ссылке в 1931 г. в снега енисейской тайги забайкальских казаков, ранее уже сосланных на Нерчинские рудники Екатериной? Все это новая "старая" история, которую мы узнаем, путешествуя на велосипедах.

Колонизация русскими Центральной Сибири - тема наших новых походов. Один из них пойдет по зимникам вдоль Ангары. А летом мы хотим найти пограничные маяки с Китаем, которыми в 1727 г. впервые была обозначена южная граница Российской империи.

Владимир Черников

список путешествий

 


наверх, на стартовую, карта сайта, поиск по сайту, контакты

Copyright, 2005-2012, велоклуб «Грязные носороги»
тел.: +7 (3912) 42-65-24, +7-908-203-8860
написать письмо

Разработка сайта: «Интек-Медиа»