По большому льду мы впервые задумали прокатиться еще два года назад, когда нападались в очередную оттепель на обледеневшем спуске с Торгашинского хребта правобережного Красноярска. Но тогда ни у кого еще не было шипованной резины. В прошлом году Олег Клевцов, наш давний заботливый московский друг, организовал таки нам новые разработки зимней Schwalbe. Под них мы и решились на ледовое путешествие по Байкалу. Однако иркутские байкеры сообщили, что лед на озере в этом году из-за всеобщего потепления климата местами растаял. И, естественно, наши взоры обратились на Красноярское водохранилище. На нем льда тоже не мало - 300 км, но со снегом.
|
7 марта, кое-как уболтав своих жен, мы сели в поезд и уехали в Абакан - там теплее, река шире и лед, по предположению, должен быть чище. Так оно и было, но всего лишь день назад. Пока ехали, выпала в Хакасии месячная норма осадков в виде белого пушистого снега. И все-таки ехать было можно. Энергично крутя педали и поругиваясь на погоду, мы мечтали о чистом льде. Так добрались к обеду до одиноких рыбаков. Деревенские мужики были немало удивлены и потому настроены благодушно, сварили нам окуневой ухи. Однако за это пришлось и заплатить по-деревенски: многократно дегустировать пшеничную бражку.
К вечеру ехать стало уже совсем невозможно - начался глубокий старый снег. Свернули в ближайшую деревню, попросились на ночлег в один дом, в другой - везде отказывают. Вот это сюрприз! Видно, сильно изменилось общество. Приютил нас бичеватого вида кочегар. Мы ему за это яблоко дали, чем сильно его растрогали. Конечно, кочегарка не гостиница, но и не палатка. В результате к утру вся наша одежда высохла.
Еще с вечера мы начали малодушничать и утром пошли на автобусную остановку, чтобы уехать домой. Однако судьба оказалась прозорливее: на автобус нас не взяли, водители проезжающих автомашин отказывали, КАМАЗов в этот постпраздничный день не было. И поехали мы на шипованной резине по асфальту. Ох, и "тупит" же она, скрежещет. Да и жалко шипы-то.
В этот день резко потеплело. Неожиданно появляется справа огромный сине-зеленый залив. Снег-то на льду весь растаял! Съехали с шоссе и сразу же попали в густую грязь. Полчаса месили, пока на лед выбрались. Зато после этого такое началось: ветер в спину, скорость под 30, вода кругом - куда стаявшему снегу было деться? Огромные лужи. Тридцать три удовольствия сразу: снизу захлестывает, сзади заливает. Да еще страшно, трещины кругом - прыгаем через них. Я свой рюкзак на санки поставил, на ноги полиэтиленовые мешки натянул - эйфория! Несемся по середине водохранилища - по пять-шесть километров до берегов. А закат какой красивый, а разводы ледяные... И дикое напряжение. С одной стороны, в руль вцепляешься, чтобы не упасть при пробуксовке в набухшем снегу. С другой стороны, неясно, что там, под водой. Никак не удается избавиться от страха провалиться. Рыбаки говорят, что лед толстый и легко выдерживает вес автомашины, но огромные трещины и торосы как-то не убеждают. Да и внешний вид льда усиливает сомнения: еще осенью он ломался, белые льдины смерзлись кое-как, между ними черный прозрачный лед - так и кажется, что сейчас он разойдется. Ничего подобного мы никогда прежде не испытывали - ни на Байкале, ни в Горном Алтае, ни в Саянах.
|
Уже глубоким вечером увидели огни большого села. Но еще долго ломали свежий ледок замерзающих на Енисее луж, потом снова месили грязь, искали гостиницу. И хотя в ней не оказалось горячей воды и почти не грели трубы отопления, радушие дежурной, горячая гречневая каша и чудом оставшаяся сухой футболка с надписью "Трек" компенсировали трудности пробега. Как-то незаметно отошли подмороженные пальцы и перестали мерещиться ледяные разводы, только натруженные ноги гудели и ломило шейные позвонки.
Мы уже жили в другом мире, свободном от городской суеты…
Послесловие: на следующий год мы с Андреем повторили этот маршрут, но в значительно более тяжелых условиях. К байкерскому "счастью" добавились постоянный встречный ветер (так что скорость в 13-15 км/час. считалась высокой), 70 км полей и грязи (прежде, чем выбрались на лед), 350 км глубокой снежной - пополам с водой, каши и полыньи (через одну из них Андрей в отчаянии перескочил, а я не решился - и, правильно, т.к. вскоре выяснилось, что она стала могилой для 2-х Жигулей с четырьмя рыбаками), ночевка у костра под открытым небом без спальников и каррематов, дикая усталость (на пятые сутки мы уже засыпали днем прямо на велосипедах, при этом, как ни странно, не падали).
Весна в этом году случилась позднее на 1 месяц и мы стартовали не 8 марта, а 3 апреля. И то оказалось рано. В чистый лед мы не попали. Шли по снежной дресве, по 3-4 км обходили поперечные заломы (в прошлом году их не было). И рыбаков почти не видели (они уже не рыбачили из-за плохого льда), а, в результате, не ели ухи и не пили бражки. Тем не менее, романтики было много, трудностей и лишений тоже, так что я зарекся в ближайшие годы снова отправляться в подобный маршрут. Однако вот уже прошло 3 месяца и снова захотелось тех необычных трудностей. Может быть, нам проехать водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС (от Кызыла до Саяногорска)? Или пройти по Ангаре до Байкала и далее до Иркутска? И то, и другое реально. Но хотелось бы придать путешествию цель, смысл. Например, по Ангаре-Байкалу-Селенге-Шилке-Амуру с выходом в Тихий океан наши предки осваивали Сибирь более 300 лет назад. Другой исторический маршрут: с Байкала волоком на Лену и в тот же Тихий океан. Этой зимней дорогой проехал нынче мой гость из Японии 32-летний Хиро - 1 сентября прошлого года он стартовал в Мурманске и 6 мая 2003 г. финишировал в Магадане. Там он вылил в Тихий океан воду Атлантики из бутылки, которую вез с собой 15 тысяч км. Хиро не знает об исторических путях освоения русскими Сибири. Он просто путешествует, чтобы прославиться преодолением России зимой, а не летом, как ездят другие иностранцы. С таким же успехом можно было бы съездить в Японию и проехать все ее острова вдоль (или поперек). Но зачем? Один мой товарищ все пытается совратить меня на путешествие по Китаю вдоль КВЖД, или в Монголию на озеро, из которого вытекает Селенга. Зачем? Нам, "носорогам", лучше пройти путями предков, прочувствовать то же, что чувствовали они, "первооткрыватели" земли, на которой испокон веку уже жили другие - "иноверцы" (достаточно цивилизованные и развитые, но, к их несчастью, не имевшие огнестрельного оружия). И понять смысл человеческого бытия. За этим и катаемся.