стартовая карта сайта написать письмо контакты
 




    
Партнеры
партнерские ссылки
  Автомобильные аккумуляторы в калининграде autostart39.com.
 

На байках к Манским озерам


У каждого человека есть мечта. У меня еще со студенческих лет была мечта побывать на Черной Сопке, что в окрестностях г. Красноярска. Это потухший вулкан Карадаг, которому 30 млн. лет. Три года назад я все же туда добрался на своем байке и оказалось, что место это достаточно посещаемое и все просто. Это место стало для велоклуба на несколько лет культовым - мы даже один год с Андреем Бузовым и Володей Иливановым туда Новый Год встречать ездили в 17 градусный мороз. А потом несколько раз молодых байкеров в жерле вулкана в "грязные носороги" принимали.

Мана

Со временем мечты стали возникать более сложные (например, объехать озеро Байкал, проехать вдоль Обь-Енисейского канала или зимой по льду Красноярского моря), но и они при хорошей подготовке как-то быстро осуществлялись. Теперь я уже не мечтаю, а планирую и делаю. Оказывается, все нам по силам. Например, сгонять на Манские пороги, а на следующий день - на Манские озера и обратно. Кто представляет маршрут, тот знает, что пешком на такое путешествие может уйти недели две - а на машине туда вообще не добраться (вертолет-самолет не в счет). Мы же, целиком оправдывая имя своего клуба, махнули в дождливую погоду 300 км троп и следа "танкетки" за 4 дня. Правда, после этого я неделю на свой вело садиться не хотел.

Однако, все это лирика. Если же кому интересно, то все опишу по порядку.

Мана

Купили на День России (4 дня выходных) билеты (сразу туда и обратно) в плацкартный вагон поезда № 24 Красноярск-Абакан - выезд в 19.50, сняли колеса (во-первых, проводник требует, чтобы велосипед был разобран, во-вторых, так его, кстати, легче заносить, повернув руль), забросили байки поперек на третьи полки - обязательно переключателями вверх, чтобы их не помять (спокойно входит 3 рамы плюс колеса, а седла лучше снять и вместе с рюкзаками сложить под нижние полки), расселись, переоделись (ехать предподчительнее в сменной одежде - шортах, например, и тапочках), поели что взяли и на спальники (сна остается всего часа 2-3). В половине первого ночи проводник будит - велосипеды тихо снимаем, собираемся и через 30 минут уже на вокзале ст. Мана.

Поезд стоит несколько минут. У подвыпивших местных парней расспрашиваем дорогу и в кромешной темноте при свете велофонарей отъезжаем от деревни. В прошлом году мы тоже так сделали - открутили километров 30 и в конце концов стали засыпать. Поэтому нынче минут через 30 уже поставили палатки на берегу р. Маны, где и заночевали, поужинав остатками домашних припасов. Утро оказалось холодным. Костер, традиционная в наших походах каша, Манакоторая варится в пакетиках (рисовая, гречневая, гороховая, пшенная, ячневая - по очереди), поджарка на растительном масле с луком и говяжьей тушенкой, чай со сгущенкой (в тетрапаках), короткие сборы и поиск дороги. Планом предусматривалось проехать до Юльевского прииска и далее до Манских озер исключительно вдоль Маны. Этот кусок оставался единственным, еще не пройденным нами. В прошлом году по осени я с Васей Коневым проехал на байке от ст. Мана до д. М. Унгут. Весной мы с Костей Поддубным, Андреем Рыженковым и Андреем Бузовым заехали встречным маршрутом от Берети через Урман и Ангалой (от некогда крупного леспромхозовского поселка остался один дом), соединив этот отрезок с М. Унгутом. Так что задача казалась посильной. Парни подобрались крепкие: тот же Костя и Андрей Рыженков, Сергей Комлев, Саша Сеслер (который очень прилично накануне выступил на соревнованиях по кросс-кантри).

Проехали по заброшенному проселку мы всего километра 3 и оказались на тропе. Это не смутило, а зря. Т.к. шли по ней еще 14 км (изредка подъезжая метров по 100-200). Уже ближе к обеду вдруг вываливаемся на накатанный проселок, по которому идут толпы веселых туристов - с пивом, пузами и древними убогими рюкзаками (они доехали сюда с Выезжего Лога на КАМАЗе, который где-то неподалеку застрял). Мы прямо ошалели: столько лишений претерпели (а еще были бесчисленные орды паутов, комаров, мошки, мокреца, клещей), а тут чуть ли не асфальт. Мы, конечно, бодро покатили. А туристов все больше - как на проспекте Мира в краевом центре. И так мы развлеклись километров 10, да и вновь уперлись в совершенно непроезжую тропу. Снова испытывать судьбу уже не стали - ясно было, что на байках вдоль Маны нам уже не пройти. Но поскольку побывать на Манских порогах требовалось обязательно (хотя бы сравнить их с Канскими порогами, куда мы с Андреем Рыженковым катались на 9 мая - тоже на круг вышло 250 км за два дня), то, спрятав велосипеды и рюкзаки подальше от тропы, пошли пешком. Дошли часа за 2,5, прошли все пороги до конца, насмотрелись красоты (это покруче Канских порогов, пострашнее), поудивлялись на сплавщиков (их было в тот день не менее 100 чел., все на катамаранах), да и вернулись обратно. Дело было уже к вечеру, устали (ходить - не ездить), но я все же уговорил промяться км 10 до р. Ангул к месту, куда мы вышли из тайги. Там и заночевали, преодолев в этот день порядка 65 км.

Мана

В этот день Андрей снял с себя 46 клещей, из них три его укусили, а один даже успел впиться. Не избежали общения с клещами и все остальные. Однако никто энцефалитом не заболел т.к. из всех обнаруженных клещей не было ни одного с голубыми глазами, что, как известно, является очевидным внешним признаком заразного насекомого. Этой байке все почему то верили, как и тому, что застрахованные от укусов заболеть также не должны. Кроме того, еще в прошлый поход в Ангалое местный дед Константин убедил нас, что на Мане больных клещей нет и вообще их в этом году мало (тогда Андрей действительно собрал всего 26 насекомых).

Мана

На следующее утро легко перевалили через горку и в течение часа оказались в п. Хабайдак (черт нас вчера дернул идти вдоль Маны). Там разделились - Сергей с Андреем уехали домой (им надо было возвращаться раньше) - до ст. Камарчага (120 км), а я с Сашей и Костей поехал известным мне по прошлым годам маршрутом на Юльевский прииск - это примерно 100 км и 9 перевалов (правда, настоящий перевал через Кутурчинское Белогорье там всего один, но и остальные восемь, идущие вдоль хребта, достаточно круты и протяженны, особенно в конце, когда устанешь). Погода была прекрасная, однако был, вероятно, среди нас грешник - не успели взобраться на перевал, как грянул ливень, который не прекращался 3 часа. Сначала это развлекало, потом стали мерзнуть, уставать и даже раздражаться. Помнится, где-то за вторым перевалом была изба шишкарей и я как мог поддерживал ребят, не давал расслабляться. И вот, разочарование - избу сожгли егеря. Кое-как мы поставили палатку, с трудом разожгли костер, сварили - прямо под дождем, традиционной каши и съели ее в палатке, переодевшись в сухое (о, блаженство!). Потом снова напялили на себя мокрое и двинулись месить грязь дальше. В результате на очередном перевале Костя стал сочинять стихи и вскоре выдал: "В мире нету толще ногов, чем у "Грязных носорогов". Всем понравилось - это значительно лучше лозунгов типа "Нам нет преград" (Камский шинный завод, у которого, как и у нас, на логотипе изображен носорог). В конце-концов дождь прекратился, одежда просохла и далеко за полночь мы все же добрались до прииска. На ночлег остановились в нежилой избе рядом с коровником. Легкий ужин, чай и отбой в надежде позавтракать в столовой старателей, где нас очень приветливо принимали осенью прошлого года (сентябрьский велопоход на г. Сивуха, где с 1955 г. лежал разбившийся самолет - Андрей Бузов, Саша Румянцев, Маша Ярошевич и я).

Мана

Проснулись поздно, зато все высохло. Как и предполагали, старатели нас легко вспомнили, особенно спрашивали про Машу. Накормили, поселили в гостевом балке. Костю мы оставили подлечиться (он сильно стер ноги из-за неплотно сидящих на ногах носков), а сами, перейдя Ману вброд (никогда не разуваемся, поскольку этих бродов бывает десятки), потянулись в гору. Потом поехали. Дорога - таежный след от вездехода ("танкетка"), вполне проезжая, если имеется навык свободной (фрирайдной) езды. Через 10 км начинается серия небольших болот, за ними многочисленные броды через уже узкую Ману, опять около километра болота (нужно держаться правее, к косогору - там посуше) и километров 5-6 сухого, сложного горного участка каменистых русел пересохших ручьев (в прошлом году здесь нас с Андреем долго сопровождал сытый кедровыми шишками медведь). Справа остается Мертвое озеро (рыба в него не заходит, т.к. буквально через 150 м вытекающий из озера ручей сливается в карстовую пещеру), г. Сивуха (высотой более 1800 м). Выкатываемся на плоскогорье, сплошь заросшее дикими фиалками - целые поля ультрамариновых Анютиных Глазок. Это уже 20 км пути. А еще через 6 км неописуемой красоты горное Манское озеро, из которого ручейком и течет Правая Мана. На перевале за озером (по дороге к оз. Пезо) в прошлом году красноярский предприниматель Сергей Зырянов при безвозмездной помощи местной старательской артели "Северная" установил стеллу оригинальной формы: "Экологический пояс планеты". Несмотря на периодически начинающийся дождь, мы все же доехали до этого места, сфотографировались - действительно, такой чистоты и не загаженности человеческим мусором мест на земле осталось совсем немного.

Всего на эту часть маршрута (28 км) мы затратили 5,5 часа. Обратно же ехали увереннее, больше под гору и, соответственно, на два часа быстрее. Так что к вечеру были на прииске. Где с разрешения начальника участка (Николай Брониславович) попарились в бане, постирали грязное, поужинали (а Костя еще и обедал на халяву), поговорили со старателями, немного посмотрели с ними по телевизору какой-то боевик, да и пошли спать в гостевую, на кровати с белыми простынями.

Стелла "Экологический пояс планеты"

Утро оказалось пасмурным с перспективой моросящего дождя на весь день (так и получилось). Завтрак в приисковой столовой, короткие сборы и в путь. Три км по недавно пробитой совершенно грязной дороге вдоль ручья, справа впадающего в Ману. Затем в его верховья, перевал к истоку р. Мина (всего 10 км). Дорогу - старый след вездехода, несколько обновленный недавно прошедшим здесь Уралом, нужно искать в русле ручья (однако рельеф почему-то затягивает влево в гору). Но далее след очень четкий, да и по прошлым походам я дорогу хорошо помнил (первый раз мы здесь были еще 3 года назад с Вовой Иливановым и Андреем Бузовым). Плохой для езды участок, на котором периодически приходится идти пешком, составляет 46 км. Местами это заброшенный зимник, по которому вывозился лес лет 30 назад. Зато потом вдоль Мины, несмотря на усталость, мы неслись со скоростью до 30 км/час. Двадцать км до п. Мина, а там у нас знакомая хозяйка частного магазина "Березка" Оксана Борисевич. И хотя мы приехали уже под вечер, часов около 10, Оксана открыла магазин, накормила. Я, например, кофе из пакетика попил с колбаской. А Саша выпил литр кефира с китайской лапшей. Вот на такой пище 27 км через пологий перевал между реками Миной и Маной до ж.д. ст. Мана докатились уже в темноте. Помыли вело у колонки, сняли последних клещей, сели в поезд и, как обычно ночью, завалились на спальники "без задних ног".

Поезд приходит в 6.35 час. А вставать приходится еще раньше. Вышли из вагона последними. Спокойно собрали байки и по домам, делиться впечатлениями, показывать фотографии, удивлять ближних. Еще неделю вспоминалась таежная красота горных белков, чистота озер и как-то легко на этом фоне забылись трудности и лишения. Это всегда так: сразу после возвращения думаешь, что в такой трудный поход уже никто больше не совратит, дураков нет. Например, последний раз это у меня было после того, как мы в апреле этого года с Андреем Бузовым за 4,5 дня проехали по льду Красноярского водохранилища от Абакана до Дивногорска 410 км. Однако теперь мы уже мечтаем о покорении Спящего Саяна.

Владимир Черников

список путешествий

 


наверх, на стартовую, карта сайта, поиск по сайту, контакты

Copyright, 2005-2012, велоклуб «Грязные носороги»
тел.: +7 (3912) 42-65-24, +7-908-203-8860
написать письмо

Разработка сайта: «Интек-Медиа»