|
|
Партнеры
партнерские ссылки
|
|
|
|
|
Поход на 9 мая
Тепло так и не думает приходить в Сибирь Но это не остановило девятерых смельчаков из велоклуба «Грязные носороги», бросивших вызов холодной весне. В течение двух дней они собрали свои вещи и отправились в новое путешествие.
Состав группы:
Александр Сеслер
Андрей Бузов
Анна Васильева
Антон Петров
Виктор Лапин
Владимир Иливанов, он же Вова
Владимир Черников, он же Васильич – руководитель группы
Константин Поддубный
Сергей Шабалин
7.05.2008
Как я уже упоминал, в прошлом походе у меня порвалась спица, поэтому для меня поездка началась с посещения веломеханика Жени. Я договорился с ним о встрече за два часа до отправления поезда, чтобы поставить новую спицу и подтянуть люфт задней втулки. Ехать до Красноярска своим ходом не хотелось, поэтому я воспользовался автобусом. Доехав до КрасТЭЦ, я пересел на автобус маршрута №2, чтобы доехать до политеха. В назначенное время я был у Жени, где мы оперативно сделали необходимые манипуляции. Позвонив Васильичу, я договорился о встрече возле его дома. Туда же должны были подъехать Аня и Витя. Так оно и случилось, мы вместе начали спускаться к железнодорожному вокзалу, как вдруг я понял, что у меня отвалилась одна из передних тормозных колодок, месяц назад подвергшихся капремонту. Мы с Витей остановились и вернулись на место предполагаемой потери, но, к сожалению, ничего не нашли. Моё участие в походе было на грани срыва, т. к. без надёжно работающих тормозов ехать по горам было бы крайне неразумно. Васильич успокоил меня, сказав, что особых горок на маршруте не будет. Тогда мы доехали до вокзала, где я попросил Васильича позвонить Жене, чтобы он привёз другие колодки. К сожалению, телефон Жени не работал, да и вряд ли у него были в наличии нужные мне колодки. Мы разобрали велосипеды, и я обнаружил, что и на заднем тормозе колодки отвалились от металлической пластины. Васильич сказал, что у него есть суперклей и мы вернём колодки на своё законное место. Подъехали остальные ребята и тоже погрузились в вагон. А я занялся ремонтом колодок, благо времени до нашей станции оставалось более 5 часов. Я аккуратно зачистил наждачной бумагой поверхности пластины и колодок. Васильич сказал, что необходимо обезжирить поверхности. Ни спирта, ни водки ни у кого не оказалось, зато у Вити нашлась бутылочка коньяка. Васильич обезжирил поверхности и приклеил колодки к пластинам. Требовалось давление, чтобы колодки хорошо приклеились. Для этого мы их положили между сиденьем и рундуком и дружно взгромоздились на нижнюю полку. Что ж, полтора комплекта тормозов, можно сказать, у меня уже были, и я ломал голову, что делать с оставшейся колодкой, как вдруг меня осенило, что ещё прошлым летом я положил к себе в подседельную сумку кусочек отбракованной колодки (тогда мы таким же способом чинили тормоза для Васильича). Я ринулся к сумке и, о чудо, заветный кусочек оказался у меня в руках. Я его обработал наждачкой и коньяком и приклеил. Итак, тормоза у меня теперь были в полном комплекте, осталось их проверить в действии.
Пока мы ехали, Васильич предлагал по приезду отправиться сразу в путь, проехать 20 километров и встать на ночлег. Андрей предлагал переночевать на вокзале. На станцию Итат мы прибыли в половине десятого. Накрапывал моросящий дождь. После краткого совещания мы решили ночевать прямо в здании вокзала, благо станция небольшая, и на ней останавливается мало поездов. Испросив разрешения о ночёвке у дежурной по вокзалу, мы перегородили половину помещения скамейкой и расстелили туристические коврики и спальные мешки. Кое-кто отправился в магазин за едой и питьём. Около магазина мы расспросили о дороге местных парней. По их словам, из-за паводка местная река сильно разлилась и смыла мост. До ближайшего моста не менее 60 км и нужно возвращаться чуть ли не в Ачинск. На всякий случай мы поинтересовались дорогой у стоявшего около магазина гаишника. Он оказался приветливым и объяснил, что в 3 км отсюда есть пешеходный мост. Вчетвером мы отправились на его поиски, проехали более 4 км, наконец, мост был найден и представлял собой наспех сделанное сооружение, по которому пройти можно было только с большим опасением. Я оставил велосипед на берегу и перешёл на другой берег. Мост, как ни странно, не развалился. Мы вернулись и рассказали остальным о нашем открытии. Дежурная по вокзалу вскипятила для нас два чайника воды, и мы поужинали Дошираком. Я заодно покатался на улице и в вокзале, проверяя тормоза. Тормоза работали что надо!
08.05.2008
Около 3 часов ночи мимо прошёл поезд Новосибирск-Красноярск. Ещё через час на станцию ввалились двое сильно подвыпивших парней. Они громко разговаривали и разбудили меня и Вову. Выпросив у Вовы минеральную воду, они уселись рядом с нами и начали допивать початую бутылку водки, закусывая сухариками. Через некоторое время они начали спрашивать у дежурной время, когда приходит поезд Новосибирск-Красноярск. Узнав, что он уже прошёл, начали возмущаться, что не встретили своего друга-дембеля. Дежурная пыталась их утихомирить, но они стали вести себя совсем вызывающе, тогда она вышла в помещение и вытолкала их за двери, при этом они умудрились разбить бутылку, в которой оставалось около полстакана водки
Около шести часов утра на вокзал стали приходить люди, для того чтобы отправиться на электричке в Мариинск. Мы тоже поднялись, быстро собрались, позавтракали всё тем же Дошираком и отправились в путь.
Хоть всю ночь шёл дождь, наутро он прекратился. Мы доехали до моста и аккуратно перешли через него. По грунтовой дороге мы пересекли московский тракт и поехали к деревне Кубитет. По пути мы хорошо испачкались в грязи, настолько, что у меня перестал работать передний переключатель. Около автобусной остановки я полез в лужу, чтобы промыть переключатель. Лёд подо мной не выдержал, и я провалился одной ногой в ледяную воду. Надевать сухие носки не имело смысла, т. к. велотуфля тоже была мокрой. Мы отправились дальше до деревни Новоподзорное, где заправились питьевой водой из колонки. Васильич отыскал в деревне 82-летнюю бабушку и немного поговорил с ней. У местных мужиков мы спросили дальнейшую дорогу. Постепенно выглянуло солнышко, стало теплее, и дорога быстро подсохла. Следующей деревней было Изындаево, где мы зашли в практически пустой магазин, и купили по банану и бальзам «Мариинский». Т. к. Вова как-то слабо экипировался, он купил себе тёплые женские колготки с начёсом, предварительно проконсультировавшись с Аней. Совет Ани нам очень понравился: «Не знаю, как насчёт тепла, но будет красиво» Здесь же мы узнали, что нас впереди ожидают проблемы из-за паводка. Все мосты смыло, а местные жители переправляются на другой берег на лодках, в том числе и на моторных. И мы поехали к совхозу Серебряково. Наш путь пролегал в гору и против сильного ветра. Мы старались держаться группами и сидели друг у друга на колесе. Слева хорошо виднелась труба Берёзовской ГРЭС, куда нам нужно было попасть. Так мы и приехали в Серебряково, где направились прямиком в столовую. В столовой нам не были рады Оказалось, что здесь готовят только для строго определённого количества работников, занятых в поле, на нас явно никто не рассчитывал. Тем не менее, мы уселись за столы, достали свою еду, купили местного хлеба (по 4.50 за буханку!), а работники столовой налили желающим супа и вскипятили два чайника воды для чая. Во время обеда мы расспросили местных мужиков про переправу. Оказалось, что река Урюп, которая летом представляет собой ручей, который курица вброд перейдёт, сейчас очень сильно разлилась. Вода поднялась на два метра, и ширина реки стала 130 метров. Форсировать её вброд невозможно, а ближайший мост находится в 50 км от совхоза.
После сытного обеда, мы отправились к председателю совхоза. Васильич пошёл к нему в дом, мы остались на улице. Рядом стоял автобус ПАЗ, и мы начали подумывать о том, чтобы арендовать его. Вскоре вышел водитель, и автобус куда-то поехал, Сергей кинулся ему наперерез, остановил и долго беседовал с водителем. Оказалось, водитель согласился нас довезти до моста, но перед этим ему нужно прокачать тормозную систему. Васильича всё не было, Андрей и Вова уснули возле угольного склада. Через полчаса появился Васильич и председатель совхоза. Оказалось, что именно председатель совхоза вызвал водителя автобуса и дал ему задание отвезти нас до моста, взяв с нас плату только за бензин туда и обратно (это обошлось в 400 руб.).
Мы дождались автобуса, погрузили в него свои рюкзаки и велосипеды, разместились сами и поехали. Пока мы ехали, все успели подремать. Вот, наконец, и полуразрушенный мост через Урюп. Река постоянно подмывает его, и мост периодически подсыпают. Автобус еле втиснулся сквозь узкое ограждение. Мы выгрузились и, попрощавшись с водителем, въехали в Красноярский край. Проехали деревню Едет и станцию Инголь. Подгоняемые сильным попутным ветром, со скоростью около 30 км/ч, мы докатили до ж/д переезда, где остановились в нерешительности. Дело в том, что Вова ехал впереди и не остановился на развилке, как это полагается делать, чтобы дождаться остальную группу. Чтобы определить, куда отправился Вова, я поехал по одной дороге, Витя по другой. В пределах видимости Вовы не было Но на АЗС один мужик видел, куда поехал Вова и мы отправились за ним. Поднялись в гору, и перед нами открылось озеро Инголь. Мы сделали привал, Витя стал чинить порванную спицу, а я спустился к кромке озера. Всё озеро было покрыто льдом, только между берегом и льдом была двухметровая полоса воды. На противоположном берегу двое рыбаков занимались подлёдным ловом. Я потрогал воду в озере – прохладная! На склоне уже пробилась и распустила листочки земляника. Летающих и кровососущих насекомых нет – красота!!! Мы даже успели развести костёр и немного погреться. Затем взобрались вверх на гору, и перед нами открылось Берёзовское водохранилище, на противоположном берегу возвышалась Берёзовская ГРЭС. Крутой спуск, во время которого я разогнался до 56 км/ч, на нажимая на тормоза, памятуя об их слабости. Вот закончился гравий и начался асфальт, новый и гладкий. Мы объехали водохранилище, пересекли плотину, проехали мимо ГРЭС, где по многокилометровым эскалаторам, идущим от угольных разрезов, поступает уголь прямо к угледробильным машинам. Полученная угольная пыль смешивается с водяным паром и поступает в топку, приводя в движение огромные турбины генераторов, вырабатывающих электрический ток. Отработанный пар – поступает для отопления городов Шарыпово и Дубинино, вокруг самой ГРЭС находится куча теплиц. Ещё бы – ведь отработанный водяной пар практически дармовой!
Итак, мы въезжаем в Шарыпово, находим забегаловку с громким названием кафе. На первом этаже магазин, продавщицы, удивленные и обрадованные нашим приездом, разрешают завести все велосипеды в магазин, пока мы поужинаем в кафе на втором этаже. Также рада нам и гардеробщица. Но, похоже, не совсем рада хозяйка заведения, больше похожая на мадам, строго указав нам, что это не какая-то там деревенская столовая, а кафе! Хотя скатерти в этом «кафе» все прожженные, разрешается курить , поданная посуда – с трещинами. Но не в нашем положении было привередничать, поэтому мы заказали щи, шашлык с рисом, хлеб и чай. Чай оказался мерзким, щи – едва теплыми, более-менее были шашлык из свинины и рис с овощами. Итого ужин нам обошёлся в 1 тыс. рублей на девятерых, в принципе не так уж и дорого, но хлеб – по 1 руб. за кусочек и чай с четвертинкой тонюсенького кружочка лимона за 5 руб. – слишком дорого! Единственным приятным явлением в этом «кафе» была симпатичная молоденькая официантка Оля.
Мы спустились вниз и докупили продуктов для вечернего чая и завтрака. Вскочили на своих двухколёсных коней и покатили к деревне Парная, где хотели заночевать. Но после ужина долго ехать (30 км) не очень хотелось, тем более, что могла встать проблема с поиском воды и топлива. Поэтому на полпути до деревни мы нашли недалеко от дороги маленькое озеро с пресной водой и множеством сухостоя. Как обычно, каждый занялся своим делом – кто пошёл за дровами, кто за водой, кто стал устанавливать палатки. Вскоре весело трещал костёр, и в котелках закипала вода. Мы выпили чая со сладостями и, совсем немного поговорив, расползлись по спальникам. А Вова примерил купленные колготки, чем вызвал море наших подтруниваний
За день было пройдено 107 км, из них около 60 км по грунту и гравию.
09.05.2004
Первым проснулся Васильич, он замёрз в спальнике, поэтому подскочил в 5 часов утра и начал разводить костёр. Около шести он разбудил всех остальных, мы хорошо позавтракали, почистили и смазали велосипеды. Вова поделился впечатлениями о колготках, заявив, что всю ночь у него было ощущение, что кто-то держит его за попу. Мы поинтересовались у Андрея, ночевавшего в одной палатке с Вовой, не его ли это проделки? Оказалось, что колготки просто подтягивающие и поднимающие ягодицы! Утро и день обещали быть хорошими, сквозь облака проглядывало солнце. Неспешно сложили палатки, упаковали рюкзаки и тронулись в путь. Как приятно катить по асфальту! Но ветер перестал быть попутным, стал встречно-боковым, поэтому мы вытянулись гуськом и поехали друг у друга на колесе – так легче. Так как сегодня был День Победы, мы дружно начали петь военные песни, правда дыхания хватило всего только на две песни
Но вот, наконец, и деревня Парная, с горы открывается красивый вид на озеро Большое и на Стрелку – это такой полуостров, на который мы заезжали в прошлом году. Мы спустились к озеру и поехали к Стрелке. Дорога на полуостров была раскисшей, а само озеро – замёрзшим. Поэтому мы отправились в деревню Большое Озеро. Ветер стал встречным, и ехали мы медленнее обычного. В деревне мы расспросили какого-то мужика о писаницах, но он знал только о крепости Свялик и даже указал на гору, где она находится. Также он рассказал об учительнице Валентине Афанасьевне, которая одновременно является и краеведом. Мы отправились к ней и объехали полдеревни, пока нашли её дом. Мы ждали около пяти минут, пока, наконец, она вышла. Мы представились и сказали, что хотели бы взглянуть на петроглифы. Она встретила нас настороженно и нехотя показала на гору, где они находятся. Попросила не оставлять там своих автографов и не мусорить. Мы рассказали ей, что сами очень трепетно относимся к культуре древних цивилизаций и повидали уже не одни писаницы. В какой-то момент Валентина Афанасьевна потеплела и сказала, что в школе есть краеведческий музей. Мы очень живо заинтересовались и попросили показать нам его. Она сначала с неохотой, но потом более оживлённо предложила нам всё-таки посетить музей, но из-за того, что в школе ремонт, нужно время, чтобы собрать экспозицию воедино. Мы всё равно собирались посетить Круглое озеро, поэтому отправились на него, оставив во дворе у краеведа свои рюкзаки, в то время как Васильич и Валентина Афанасьевна пошли в школу.
Мы взобрались по крутому склону вверх, и я с удивлением обнаружил кучу синих подснежников, в отличии от наших, преимущественно белых и жёлтых. Как и ожидалось, Круглое озеро тоже было замёрзшим. Я снял виды и вместе с Сашей спустился к воде. Я зачерпнул белый ил, чтобы продемонстрировать Саше запах сероводорода, но к моему удивлению, ил практически не издавал запаха. Наверное, микроорганизмы, производящие сероводород, совсем замёрзли
Мы отправились к школе, где нас уже поджидали, Валентина Афанасьевна, Васильич и учащаяся школы экскурсовод Женя. Она провела нам небольшую экскурсию по экспонатам музея, мы задавали вопросы. Затем пришла Валентина Афанасьевна, и я начал расспрашивать её про Круглое озеро. Дело в том, что озеро уникально. Во-первых, его зеркало образует практически правильный овал, во-вторых, оно как две капли воды походит на озеро Инголь, только последнее крупнее. В-третьих, на снимках из космоса оба озера выглядят как чёрные, в то время как все остальные озёра в Шарыповском районе – белые. В-четвёртых, оба содержат лечебный сероводородный бело-голубой ил, и оба имеют огромную глубину. По некоторым данным – 160 м. В-пятых, уровень воды в озере на 20 м выше уровня Малого Озера. Почему так – непонятно. Существует несколько теорий образования этого озера. Лично мне нравится теория вулканического происхождения – это просто кратер потухшего древнего вулкана. Я начал приводить аргументы за вулкан, как Валентина Афанасьевна, подумав, заявила, что теперь тоже склоняется к этой теории. В доказательство она принесла два камня явно вулканического происхождения. Оказалось, их находят местные дети на склонах озера.
Валентина Афанасьевна и Женя рассказали нам о легендах и интересных местах близлежащих окрестностей. Например, местные жители называют озеро Круглое – Невесткиным. Есть долина семи девушек, в честь утонувших в Большом озере семи сестёр, есть лечебный святой источник.
Немного рассказала о петроглифах и древней крепости на горе Свялик. Пока мы вели неторопливую беседу, Аня нашла в списке участвовавших во второй мировой войне своего деда. Она сказала об этом краеведу, и та немного рассказала о нём. Дело в том, что здесь и стар, и млад рисуют генеалогические деревья, прослеживая своих предков до момента основания деревни. Ещё Валентина Афанасьевна просила нас передать всем нашим знакомым, что озеро Большое называется именно так, а не Парное, как любят говорить приезжающие сюда туристы.
Прослушав увлекательную экскурсию, Васильич спросил у Валентины Афанасьевны, у кого можно купить молока, т. к. приближалось время обеда. Краевед пригласила нас всех к себе домой и пообещала дать 6 литров молока. Мы заехали в местный магазин, докупили необходимых продуктов и вернулись в дом к гостеприимной хозяйке. К этому времени она поставила во дворе стол, застелила его скатертью и принесла молока, солёных огурцов, помидоров, консервированного салата, варенья, разогрела суп и картошку. В общем, мы славно пообедали, за пять минут сметя всё со стола. Пока мы доедали остатки обеда, Аня разговаривала с Валентиной Афанасьевной, и внезапно обе выяснили, что являются друг другу родственницами! От избытка чувств они бросились друг к другу в объятия!!! Ещё раз убеждаюсь, что мир тесен!
Мы сердечно поблагодарили хозяйку за радушный приём и отправились к горе искать петроглифы. Гора представляла собой удручающее зрелище: весь склон и вершина были выжжены огнём. Мы заехали на велосипедах насколько было можно, затем отправились пешком. Мы рассредоточились по горе, и каждый лелеял мысль первым найти древние писаницы. Но, к сожалению, их нашли только четверо – Васильич, Аня, Саша и Антон. Остальным не повезло. Я от горя поднялся на самую вершину горы и поснимал открывающиеся оттуда виды на Большое, Малое и Круглое озёра.
Далее по плану было посещение древней крепости на горе Свялик. Возвращаться на асфальт не хотелось, поэтому мы отправились вдоль горной гряды, тем более, что там проходила грунтовая дорога. Несколько спусков и подъёмов, и вот дорога закончилась. Немножко отдохнув, мы продолжили свой путь прямо по полю, заросшему сухой травой. Опять несколько логов и вот, наконец перед нами показалась гора Свялик. Во время оного спуска у Антона прокололось колесо, он с Сергеем стали его чинить, Витя и Аня отстали, Васильич, Саша и я отправились дальше и выехали на дорогу. Бросив рюкзаки на обочине, мы покатили вверх. Вскоре я понял, что ехать в объезд горы тяжеловато и далеко. Я оставил велосипед на обочине и полез в гору. Забравшись на вершину, я не обнаружил искомую крепость, побродив по ней взад и вперёд, я дождался появления Васильича и Саши. Посовещавшись, мы решили, что нужная нам гора находится ещё дальше, её вершина очень хорошо просматривалась. Пешком идти два километра в гору мне уже совсем не хотелось, тогда Васильич взял мой фотоаппарат, и они вдвоём поехали к вершине. Я спустился к велосипеду и к рюкзаку, где уже лежали рюкзаки ещё трёх наших товарищей. Я спустился ещё ниже и обнаружил Вову, спящего на обочине дороги. Я тоже прилёг, и мы стали дожидаться сбора членов всей нашей команды. Через какое-то время Вова вскрикнул: «Смотри, лось». И действительно по пологому склону горы вверх перемещалась какая-то точка, приглядевшись, Вова заявил, что это похоже на велосипедиста. Вслед за ним передвигались ещё двое то ли лосей, то ли велосипедистов. Если это были наши товарищи, то почему-то они поднимались совсем не на ту гору. Три лося добрались до вершины горы, постояли немного и начали спускаться вниз. По скорости их перемещения мы с Вовой сделали вывод, что это всё-таки байкеры, а никакие не лоси. Действительно, через некоторое время первый байкер появился на дороге, это был Андрей. Буквально через пару минут появились ещё два байкера. К нашему удивлению, это были Васильич и Саша. Ещё через пару минут вслед за ними спустились и Антон с Сергеем. Васильич и Саша рассказали, что крепость они всё-таки нашли и сфотографировали. Это сооружение представляет собой неправильный треугольник с двумя сторонами длиной 30 и 70 метров, третья сторона – горный обрыв. Стены, высотой от полуметра до двух, выложены из плиточника. С этой крепости открывается вид на много километров вокруг. Очевидно, она служила дозорным постом для древней цивилизации.
Мы собрались вместе и начали спускаться к асфальтовой дороге. Аня уже находилась возле трассы, вслед за ней ехал я и Саша, замыкали процессию Антон и Сергей. Мы все доехали до асфальта, и вдруг выяснилось, что Сергей решил вернуться, и во что бы то ни стало найти древнюю крепость. Он заявил об этом Антону, развернулся и поехал обратно в гору. Васильич до глубины души был возмущён этим странным поступком, ведь нам предстояло проехать ещё 30 запланированных на этот день километров до места ночёвки, причём не по асфальту, а по грунтовым перевалам. А время уже приближалось к шести часам. Ждать всей группой Сергея – значило потерять, по крайней мере, два часа и, соответственно, выбивание из графика, и опоздание на поезд. Тогда мы решили разделиться, часть группы отправится вперёд и подготовит место ночлега, часть останется дожидаться Сергея, т. к. он не знает дальнейшей дороги.
Чтобы не случилось кровопролития, Васильич попросил остаться с ним Сашу, чтобы тот утихомирил его в нужный момент. Остальные шестеро с проводником в виде меня отправились дальше. Предварительно мы условились о месте встречи на реке Печище. Мы заехали в деревню Малое озеро и заправились питьевой водой у водокачки. Далее нужно было преодолеть неслабый перевал, а так как силы от лазания по горам были уже на исходе, мы часто останавливались и делали привалы, Антон подкачивал заднее колесо, которое потихоньку спускало. Наконец, перевал был преодолён, дальнейшая дорога проходила мимо двух озёр, Большим и Малым Тазолем, в деревне именуемых Сухими. На льду озёр было видимо-невидимо рыбаков. Ещё несколько некрутых подъёмов и спусков, наконец, мы впереди увидели деревню Костино. Махом проехали её и поднялись на перевал, с которого лихо съехали, развив скорость 55 км/ч. А вот и асфальт! Мы выехали на трассу Копьёво-Приисковый. Четыре километра по направлению к Копьёво мы пронеслись как вихри, благо дул попутный ветер и дорога шла под горку. Поворот на Устинкино, и тут мы пересекли какой-то ручей. Вода в нём была чистая и прозрачная, рядом росли деревья, и мы захотели остановиться здесь. К сожалению, вокруг ручья почва была заболоченная, и, походивши взад-вперёд и промочивши ноги, мы отправились дальше. Ещё километр и мы нашли хорошую поляну прямо возле моста. Берег был заросший ивняком, поэтому мы быстро насобирали сухих веток. Как оказалось, при расставании с Васильичем, мы забыли взять у него топор и складную пилу. Поэтому срубить сырую ветку для перекладины для костра мы не могли. Тогда мы перевернули два велосипеда и растянули между ними стальной тросик. Получилась вполне надёжная конструкция для поддержания котелков. Витя зачерпнул воды из мутной коричневой реки, и Аня ужаснулась её цвету. Тогда я пошёл на соседнее болотце, образовавшееся в результате таяния снега, и зачерпнул чистой и прозрачной воды. Мы развернули палатки и приготовили ужин. Не успели мы разложить кашу по тарелкам, как на дороге появились наши спутники с включенными вело- и налобными фонарями, правда, в количестве двух человек.
Васильич отказался что-либо говорить, предоставив это Саше. Оказалось, что Сергей вроде бы нашёл крепость и спустился к дороге. Заявив, что он очень устал и не сможет проехать 30 км, он отправился в Большое озеро к Валентине Афанасьевне, собираясь назавтра добраться до Копьёво.
Мы быстро поужинали, Саша и Васильич посушили намокшие от пота свои вещи, и мы расползлись по палаткам.
За день мы проехали 87 км, 40 из них по грунту и гравию.
10.05.2008
Ночью пошёл дождь. Он барабанил по палатке и мешал мне спать. Окончательно проснувшись, я встал в шесть часов утра и занялся костром. Очевидно, дождь был не очень сильным, так как в остатках костра я обнаружил тлеющие угли. Вскипятил вчерашний чай, набрал в два котелка воды и поставил на огонь. Вскоре вода закипела, и я сварил десять оставшихся пакетиков с крупой. Я разбудил остальной народ и тут выяснилось, что к каше у нас всего одна банка тушёнки и ни одной сгущёнки , т. к. обе банки остались у Сергея. Делать нечего, поели практически всухомятку, сдобрив тушёнку диким зелёным луком, накануне собранным Антоном. Пока мы завтракали, небо затянулось низкими тучами, пошёл снег. Вскоре всё вокруг стало белым. Но снег – не дождь, а нам нужно было проехать ещё сотню километров. Оперативно собравшись, мы поехали по направлению к Устинкино. Постепенно снег прекратился, дорога немного подсохла. На одном из спусков я без проблем догнал и перегнал Вову, при этом ни я, ни он не крутили педали. Вова разозлился и давай обвинять меня в том, что я всё-таки крутил педали, чтобы обогнать его. Пришлось объяснять ему, что катящееся с горы тело имеет тем большую скорость, чем больше его масса. А так как моя масса с рюкзаком на пару десятков килограммов, больше Вовиной, то я его и обогнал. Вову это не успокоило и он начал приводить в пример падающие в вакууме пушинку и ядро, говорить бред, про то, что мне помогал ветер, как будто бы он не дул на него. Немного погодя, к нашему спору присоединился и Витя, физик по образованию. Теперь мне пришлось двум упёртым объяснять очевидные вещи. Я даже предлагал провести эксперимент – начав одновременное движение с горы. Наконец-то после долгих споров я смог убедить Витю, что я прав. А ещё через минуту я нашёл вообще очевидное решение – энергетическое, так как на вершине горы моя потенциальная энергия больше Вовиной. Витя успокоился, хотя Вова так и не смог это понять и принять Оставшееся время я часто обгонял его на спусках, а он говорил какую-то чушь про сопротивление воздуха, хотя моя парусность была гораздо больше Вовиной.
Через каждые 10-15 км, мы останавливались и делали привалы. Наконец, мы по мосту пересекли реку Чёрный Июс, и добрались до деревни Подкамень, где повернули направо, и ветер стал встречно-боковой. Потихоньку вся группа растянулась чуть не на километр, мы, едущие впереди, периодически останавливались и ждали остальных. Выглянуло солнышко, стало теплее, и я переоделся в более лёгкую одежду, тем более что впереди маячил перевал. Мы потихоньку вскарабкались на него, а затем с ветерком съехали, минуя деревню Талкин Ключ. При подъезде к деревне Чёрное Озеро, Вова заметил рыжую лису. Она что-то грызла возле дороги, а, испугавшись нас, поскакала прямо через поле.
Мы въехали в деревню и решили испросить у местных жителей молочка. Нам навстречу шла молодая женщина, и Вова ринулся к ней. Она оказалась очень отзывчивой и проводила нас сначала до одной соседки, которая держит корову, а потом до другой – учительницы. Увидев такую ораву, учительница сначала смутилась, а потом вынесла нам трёхлитровую банку молока. Васильич попросил продать нам ещё и четырнадцать яиц. Мы расположились на куче бруса, достали припасы и накинулись на еду. Учительница нам вынесла ещё и самодельного свежесваренного сыра, деревенской сметаны, варёных яиц, жареной картошки. Её племянник, как раз выходящий из ворот её дома, сжалился над нами и принёс двух жареных окуней с икрой. За пять минут мы как саранча смели всё с импровизированного стола, выпив мимоходом ещё одну трехлитровую банку молока. Утолив голод, мы рассказали учительнице откуда и куда едем, спросили про лису. Оказалось, что в прошлом году здесь было несколько лис, заражённых бешенством. Вышел приказ держать всех собак на привязи. Местные бомжи отлавливали и умерщвляли всех остальных собак, так как наблюдались случаи нападения бешеных лис на собак, коз и коров. Аня хотела позвонить к себе домой в совхоз Целинный, где проживает её мама вместе с Аниным братом, но в доме возле телефона спал хозяин, поэтому учительница пообещала позвонить позже. Аня попросила её сообщить, что мы будем в Целинном в 3-4 часа дня и чтобы мама приготовила еды и истопила баню. Мы попрощались с гостеприимной хозяйкой и отправились дальше.
Мимо Чёрного озера, уже свободного ото льда мы направились к Сундукам. Эти горы находятся недалеко от Шира и представляют собой отдельно стоящие холмы. Первый из них оканчивается прямоугольным пластом песчаника, по форме напоминающей огромный каменный сундук. Отсюда и произошло название гор. Мы доехали до нужного поворота и, проехав вдоль искусственного канала, оказались на месте ежегодной стоянки новосибирских астроархеологов, во главе с профессором Ларичевым. В прошлом году мы гостили у них три дня, спасаясь в палатке от моросящего дождя. Мы доехали до Сундука, где находятся древние писаницы. Их возраст – около 3 тыс. лет. Удивительно то, что эти петроглифы, в отличие от всех остальных, представляют собой связный рассказ о рождении, жизни и смерти главного героя древнетагарского эпоса. Возле писаниц Аня чуть было не наступила на змею, вылезшую погреться на солнышке. Васильич заявил, что это гадюка, Вова – что это щитомордник, я – что уж. Змея вела себя неагрессивно и попыталась быстро скрыться. Вова дёрнул её за хвост, но она уползла под огромный камень.
Налюбовавшись произведением древнего искусства, мы двинулись дальше к первому Сундуку. При этом нас буквально сбивали с колёс сильнейшие порывы ветра. Так мы доехали до кошары, где в прошлом году был переброшен мостик через канал. Стоит заметить, что эти каналы были построены древней цивилизацией, наверное, они имеют возраст, как и петроглифы. Некоторые люди считают, что здесь не обошлось без инопланетян, так как каналы представляют собой строго прямые и параллельные линии. Эти каналы использовались древними то ли для орошения земель, то ли для отвода лишней влаги от заболоченной местности.
Чтобы доехать до первого Сундука, нам нужно было пересечь канал, шириной 4 метра. В одном месте когда-то был мост, оказавшийся сейчас размытым. Мы доехали до кошар, и нашли деревянный настил. Четверо ребят потащили настил к разрушенному мосту, а я ходил по округе выискивая подходящую доску, пока не наступил на торчащий из бревна гвоздь. Гвоздь прошёл через велотуфлю как нож сквозь масло и едва зацепил мою ступню. Боли не было. Тогда я подошёл к каналу и увидел сквозь прозрачную воду, что глубина канала не такая уж и большая – до середины голени. Я снял обувь, закатал штаны до колена и вошёл в прохладную воду. Течение было хоть и быстрое, но с ног не сбивало. Я быстро перетащил рюкзак и вернулся за велосипедом. На противоположном берегу в двухстах метрах от меня копошились ребята, пытаясь установить настил. Я поехал к ним, чтобы заснять их переправу. Но, оказалось, что настил слишком короткий и не достаёт до другого берега. Тогда ребята тоже сняли обувь и форсировали канал вброд. А Витя перенёс на себе Аню вместе с байком.
Мы обулись и поехали дальше. Вот, наконец, и первый Сундук. Мы полюбовались этой игрой матушки-природы и миновали гору, не поднимаясь наверх, т. к. уже опаздывали на встречу с Аниной мамой, а ведь впереди нас ожидала переправа через Белый Июс, а автомобильный мост находился в 30 км. Тогда мы решили пересечь реку по железнодорожному мосту. Мы заехали в деревню Июс, узнали направление движения к мосту и поехали. К сожалению, ехать рядом с железнодорожной насыпью нам долго не пришлось – местность оказалась сильно заболочена из-за стаявшего снега и разлившейся реки. Тогда мы поднялись на насыпь и поехали по узенькой тропинке, идущей рядом с рельсами. Периодически тропинка обрывалась, и приходилось ехать/идти прямо по шпалам. Наконец мы въехали на мост и пересекли Белый Июс. Затем по хорошей гравийной насыпи мы доехали до станции Фыркал, мимо птицефермы из-под забора которой лилась речка из куриных фекалий. Мы с Сашей аккуратно её миновали в самом узком месте, а Васильич попытался пройти её на скорости, но завяз и наступил ногами в вонючую жижу.
Мы миновали деревню, поднялись на гору и спустились с неё прямо на трассу, при этом я умудрился развить максимальную скорость в 70 км/ч (не забыли ещё о моих тормозах?). Мы остановились возле переезда, и дожидались остальных, как вдруг мимо нас на полной скорости промчался Вова, едва не сбивший Андрея. Он точно рухнул бы с откоса вниз на обочину, Аня даже вскрикнула от испуга, но Вова вовремя затормозил и успел увернуться, проехав всего в десяти сантиметрах от откоса. За такие шутки, Андрей чуть в глаз не дал Вове, что за ребячество??? Опять пологие подъёмы и спуски, но сильный боковой ветер мешал нашему движению. А вот и Целинный! Мы остановились возле памятника покорителям целины в виде гусеничного трактора и сфотографировались на память.
Проехав по центральной улице практически до конца посёлка, мы оказались у родного дома Ани. По пути она нам показывала школу, в которой училась, Дом культуры, рухнувший спорткомплекс (хорошо никого не засыпало – ночью взял и развалился). На улице нас уже встречал её брат, во дворе – мама. Восемь грязных байкеров заняли весь двор. Некоторые сразу ринулись в баню, Васильич начал отмывать свой велосипед от куриного дерьма, а мы с Антоном отправились на кухню, где нам предложили щи, пирожки, молоко, жареные яйца, и… холодное пиво!
Потихоньку на кухню подтянулись остальные ребята, Андрей и Саша уже помывшиеся. Разморенные парни уже никуда больше не хотели ехать, т. к. наш поезд останавливается и в Целинном, а до станции идти всего две минуты. Я, как самый осторожный, предлагал ехать дальше – ведь до Шира оставалось всего 10 километров, а поезд здесь стоит всего две минуты, байков много, а хорошие места займут ещё в Шира. Меня поддержал только Антон. Тогда мы приняли решение, что вдвоём поедем в город, займём места и поможем с погрузкой велосипедов. Мы с ним пошли в баню, помылись и присоединились к остальным, уже оккупировавшим гостиную и занявшим диваны и пол. Я успел даже немного вздремнуть на полу, подложив под голову какую-то мягкую игрушку, как меня разбудили, сказав, что пора ехать. Оказалось, что за время моего сна, ребята всё-таки решили ехать все вместе до Шира, оставив здесь только Аню и Витю. Аню, чтобы подольше пробыла дома, а Витю, потому что у него были слабые спицы, а, случись, поломка мы бы опоздали.
Мы встали плотной группой и без особых проблем доехали до города, успев, однако, опять хорошенько вспотеть из-за неплохих горок. По уже не раз езженой дороге мы доехали до станции, где разобрали и упаковали свои велосипеды. К нам подошёл местный мальчишка, торговавший семечками, и начал живо интересоваться нашими велосипедами и поездкой. С ним разговаривал преимущественно Андрей. В конце концов, Вова раздобрился и хотел купить у него всё ведёрко семечек. Но даже после долгой торговли и объяснением, что оптом дешевле, мальчишка стоял на своём: один стакан – 4 рубля!
Прозвучало объявление, что наш поезд прибыл на соседнюю станцию. Мы пошли на нужную платформу, на которой уже скопилось немало народа, преимущественно студентов. Мы оккупировали вагон, заняв два последних купе. Но проводница заявила, что эти места забронированы для Ужура, поэтому мы рассредоточились по всему вагону, заняв преимущественно верхние полки. Проводница оказалась немного тормознутой, так как не понимала, почему у нас так мало билетов, хотя каждый билет был на двоих человек. Тем более, что мест у нас девять, а едет всего шесть. Пришлось объяснять, что двое сядут на следующей станции, а одного вообще нет. В Целинном мы помогли забраться Ане и Вите и теперь уже в полном составе продолжили путешествие. Анина мама успела к этому времени нажарить пирожков с капустой, а Вова и Витя на станции купили пива. Так что шоу продолжалось. Мы вспоминали прикольные случаи из нашего похода, чем немало повеселили девушку, едущую в нашем купе. К сожалению, пережитые приключения давали о себе знать и около десяти часов вечера мы разбрелись по вагону для сна.
За день проехали 113 км, из них около 50 – по грунту, гравию и рельсам.
11.05.2008
Красноярск нас встретил крайне неприветливо: низкие тучи и моросящий дождь. Мы выгрузились последними из вагона, не спеша собрали велосипеды, и, распрощавшись друг с другом, отправились по домам. Васильич, Аня и Витя поехали в студгородок. Саша – до Красной площади, Около Коммунального моста от нас уехал Вова, около БКЗ – Антон. Андрей и я выехали на остров Татышев и доехали до Октябрьского моста и до Баджея, где я остался в одиночестве. Дул сильный попутный ветер и я разогнался по Красрабу до 35 км/ч. Возле ДК КрасТЭЦ некий хмырь кавказкой национальности на Волге, совершая левый разворот со встречной полосы, чуть не сбил меня, я еле увернулся от него. Очевидно, хмырь неправильно рассчитал мою скорость, наивно полагая, что я – черепаха. Я только успел сверкнуть на него своими глазами, сил кричать ему ласковые слова уже не оставалось. Я уже подумывал было отправиться до Сосновоборска своим ходом, благо ветер хорошо бы мне помог, но было жалко времени и вот-вот пошёл бы дождик, поэтому я свернул на новую остановку, где меня уже поджидал наш полупустой автобус.
Итого за весь поход, мы проехали 307 км из них около половины пути – по грунтовым и гравийным дорогам.
список путешествий
|
|