|
|
|
История велосипеда
Изобретение велосипеда опросом слушателей английской радиостанцией ВВС-4 за последние 200 лет было признано самым великим - 59%. Потом идут транзистор и электромагнитная индукция - по 8%, компьютер - 6%, открытие микробов и радио - по 5%, создание интернета - 4%.
Прототипы велосипедов были о четырех колесах и начали их делать сразу в нескольких странах еще в 17 веке. Первый двухколесный деревянный агрегат появился во Франции в 1818 г. (изобретение барона Карла де Дрез). Педалей у него не было и катались, отталкиваясь от земли ногами; Только в 70-х годах 19 века англичанин Джеймс Старли разработал модель, которую стала выпускать промышленность. «Двухподвес» был изобретен англичанами в 1885 г., планетарная втулка в заднем колесе - в 1897 г. А двумя годами раньше французы стали делать байки из алюминия.
К. Ф. Дрез в 1817 году сконструировал движущуюся машину, так называемую "дрезину". Велосипед с шатунами и педалями сконструировал в 1839 году шотландец Патрик Максиллан. Первый и одновременно самый большой велосипед из дерева имеет 2 м в высоту и 3 м в длину. В точности соответствующее оригиналу, но, возможно, немного малоподвижное сооружение из древесины является экспонатом музея велосипедов во французском местечке Лувигне. Самый высокий велосипед в мире сконструировал Дитер Зенфт из Колпина. Экологичная колымага может удивить автомобильными размерами: так, например, длиной 6,25 м, высотой 8,08 м и солидным весом в 200 кг. Чтобы вскарабкаться на заоблачную высоту велосипедного седла, велосипедисту с нормальным ростом требуется также специальный "трап", который также изготовил конструктор. Видимо, немного более хлопотно, чем у обычного, будет происходить замена колеса, если учесть, что его диаметр равен 2 м.
Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда россияне считают уральца Ефима Михеевича Артамонова - крепостного Пожвинского завода Всеволжского (графа, князя ли - узнать не удалось). Родился Ефим в 1776 году в семье Михея Артамонова - специалиста по строительству барж, и уже мальчиком стал помогать отцу. Когда ему было 14 лет, отца его отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна, железа, а Ефима послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ему часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Тогда-то, видимо, и появилась у него мысль о постройке самоката.
Спустя десять лет «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые». Этот год и следует считать годом изобретения самоката - прототипа современного велосипеда. Самокат Артамонова был железный, имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в два раза больше заднего. Крепились они изогнутой металлической рамой.
В 1801 году Артамонов решил поехать на самокате в Петербург. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. Однако, преодолевая трудности, настойчивый изобретатель проехал на самокате до Петербурга, а затем направился в Москву. За это ему пожаловали двадцать пять рублей и дали вольную... Но демидовские приказчики решили иначе: за порчу хозяйского железа и побег от своего хозяина на специально сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить». Изобретение Артамонова было забыто.
В 1896 г. историк-экономист В. Д. Белов в своей книге об истории уральских заводов упомянул о том, что в 1801 г. на коронации Павла I некий мастеровой Артамонов "бегал на изобретенном им велосипеде" и за это получил, вместе со своей семьей, вольную. Это сообщение Белова в XX в. стало основой легенды о русском изобретателе-самоучке Артамонове - создателе велосипеда, на котором он якобы приехал из Нижнего Тагила в Петербург. Авторы статьи показывают, что эта легенда не имеет под собой никаких оснований. Так, в 1801 г. короновали не Павла I, а Александра I, а хранящийся в музее Нижнего Тагила "велосипед Артамонова", как показал химический анализ железа, был сделан не ранее 1870 г., так что даже сторонники легенды вынуждены признать, что музейный экспонат является скорее народным памятником изобретателю велосипеда. По мнению авторов в легенде об Артамонове получила своеобразное отражение реальная история выдающегося тагильского изобретателя Е. Г. Кузнецова-Жепинского, который с 1785 по 1801 гг. работал над созданием оригинальных конных дрожек с механизмами, которые приводили в действие "верстометр" и музыкальный орган. Испытания и публичные демонстрации этого экипажа - он был подарен императрице Марии Федоровне - проходили в 1801 г. в Москве, и вскоре Кузнецов и его племянник Артамон с семьями были по приказу Императора отпущены на волю. По-видимому, именно это, надежно подтвержденное документами, событие послужило Белову основой для легенды, в которой фигурировал уже Артамонов в качестве изобретателя велосипеда - технического устройства, покорившего в конце ХIX в. всю Европу. Позже, однако, легенда Белова была забыта и возродилась в 40-е гг. XX в.
Так, в 1940 г. Б. Федорова в книге "Крепостной Тагил" упомянула Артамонова как изобретателя самоката /велосипеда/, на котором уральский мастер приехал в Москву. Вскоре образ Артамонова проник в художественную литературу. В вышедшем в 1946 г. романе О. Форш "Михайловский замок" несколько раз появляется Артамонов, которому писательница дала имя Ивана Петровича. В научный оборот имя Артамонова, несмотря на отсутствие о таком лице каких-либо документально подтвержденных сведений, было введено историком В. В. Данилевским в книге "Русская техника", вышедшей в 1948 г. Вскоре Артамонов, но без инициалов, попадает во 2-е издание БСЭ /1950-1951/, а в 1954 г. А. Г. Козлов дает Артамонову другие инициалы - Е. М. - и даты жизни /1776-1841/. Хотя позже Козлов отказался от своей находки, эти инициалы и даты жизни попали в 3-е издание БСЭ, получив статус официальной биографии.
История велосипеда ведет свое начало с безмоторных машин, появившихся во Франции в конце XVШ в. В 1791 г. граф де Сиврак построил селерифер - деревянную машину с двумя колесами, расположенными последовательно и соединенными брусом, где находилось сиденье. Седок садился верхом на брус и, отталкиваясь ногами, катился. Подобные машины построили также Жозеф Ньепс (1765-1833) (один из создателей фотографии) в 1816 г. и годом позже немецкий изобретатель Карл фон Дрейс. Машина Дрейса, вскоре ставшая популярной в Англии и Германии, была известна под названием "дрезина" или "конь-качалка". В 1839 г. шотландец Киркпатрик Макмиллан построил "лошадку" с педальным приводом; возвратно-поступательное движение педалей, расположенных впереди, обеспечивало вращение заднего колеса. Во Франции братья Пьер и Эрнест Мишо примерно в 1861 г. установили педали непосредственно на переднее колесо. Они назвали свою машину велосипедом и в течении четырех лет наладили производство до 400 велосипедов в год. В 1869 г. на дорогах Франции было положено начало велосипедным гонкам. Велосипед "Пенни-фартинг" /Ключ/ имел большое переднее колесо, которое приводилось в движение педалями, и маленькое заднее колесо. Он был изобретен в 1871 г. англичанином Джеймсом Старли (1831-1881) и быстро завоевал огромную популярность. Диаметр большого колеса составлял 1-1,5 м.
Корни велосипеда уходят в более раннее время. Еще в 1680 году в Нюрнберге Стефан Фарфлер сконструировал трехколесную самодвижущуюся машину с ручным приводом; с 1690 года во Франции была известна сходная машина под названием "селерифер". Само слово "велосипед" возникло также во Франции в конце XVIII века. Но все же истинным отцом этой машины следует признать барона Карла фон Дрейса. Служа старшим лесничим герцога Баденского, тот любил колесить по вверенным ему дубравам на сидячем самокате, к которому догадался приделать руль. Барон был так увлечен своей игрушкой, что повсюду рекламировал ее и однажды в 1817 году на пари преодолел расстояние от Карлсруэ до Келя, то есть 50 км, за четыре часа. Неплохой результат, если помнить, что надо было постоянно отталкиваться от земли ногами! Однако такие выходки не красят старшего лесничего, и барона уволили за легкомыслие. Фон Дрейс стал профессором механики в Маннгейме и обессмертил свое имя, добавив к самокату ручной привод. Новая машина прозвалась в его честь дрезиной. Впрочем, соотечественники этой новинкой не заинтересовались; когда барон умер, а его имущество пошло с молотка, двухколесная машина была продана всего за пять марок. Ныне она хранится в Немецком музее Мюнхена, и в отличие от Нижнего Тагила здесь все без обмана.
Краткий расцвет увлечение самокатом пережило в Англии в 20-х годах XIX века. Там он сделался фирменным знаком знаменитых лондонских денди. Их самокаты изготавливались в виде потешных лошадок, с мордами и хвостами, и назывались "денди-конями". Этот карнавал был пародией на феодализм, символом которого выступала верховая езда. Именно в Англии в 1818 году был выдан и первый патент на велосипед. Запатентованный предмет описывался как "машина, служащая для уменьшения трудов и усталости от хождения, позволяющая в то же время использовать большую скорость и обгонять пешеходов".
Следующий этап истории велосипеда связан c изобретением в 1836 году шотландцем Гевином Дальзелем педалей, избавивших ездока от необходимости отталкиваться ногами. С этого момента размеры переднего колеса начали неудержимо расти, пока не превысили человеческий рост. Разумеется, такая конструкция была весьма неустойчива, особенно если учесть отсутствие тормозов. Последние были придуманы уже в середине XIX века, независимо в Германии и во Франции. Почтенный слесарь из немецкого городка Оберндорф Филипп Фишер до старости разъезжал по клиентам на велосипеде собственного изготовления – с тормозами. Бюргеры смотрели на него как на эксцентричного чудака: самодвижущаяся машина считалась детской забавой. На своем изобретении Фишер не заработал ничего; лишь в 1884 году его сын Фридрих открыл фабрику по производству велосипедов. В отличие от Фишера француз Пьер Мишо, сконструировавший велосипед с тормозами в 1855 году, сам поставил на конвейер производство своих "мишолинов" и, продавая их по 500 франков за штуку, стал первым человеком, разбогатевшим на этом изобретении.
В 1858 году англичанин Джон Шергольд придумал велосипедную цепь – отныне седок не был прикован к одному из колес, а седло съехало к середине рамы. Во второй половине XIX столетия изобретения велосипеда посыпались как из рога изобилия. С каждым новым усовершенствованием машина приобретала все более знакомые нам очертания: 1867 год – спицы, 1868 год – резиновая обивка обода, 1869 год – ведущее заднее колесо. Велосипеды постепенно перестают быть экзотикой: в Париже в 1869 году их насчитывается 1300 штук, а через тридцать лет – в пятьсот раз больше. И тем не менее основной дефект такого способа передвижения – тряскость никуда не девалась вплоть до 1885 года. В этом году шотландский врач Данлоп, купивший своему сыну новый "бициклет", задумался над тем, как бы избавить мальчика от непрерывной тряски. Ему пришло в голову взять садовый шланг и обернуть в него колеса. Первоначально он экспериментировал со шлангом, наполненным водой, но потом, когда эта конструкция оказалась слишком тяжелой, быстро догадался надувать отрезок шланга воздухом; ему же принадлежит идея ниппеля. Так велосипед избавился от долго сохранявшейся за ним презрительной клички "костотряс".
Количество изобретений и усовершенствований, связанных с велосипедом, не иссякало: например, в 1892 году во Франции было выдано 1000 патентов, в Англии – 2400, в США – 4000. Из самых главных и последних: в 1893 год размеры заднего и переднего колес окончательно сравнялись между собой, а в 1898 году была придумана "трещотка", то есть свободный ход. Таким образом, продолжавшееся весь век развитие завершилось – конструкция достигла окончательного совершенства! Накануне ХХ столетия велосипед был невероятно популярен: с 1882 года в Москве выходил журнал "Велосипедист и речной яхтклубист"; проводились бесконечные соревнования "циклистов"; выпускалась специальная обувь и специальные "велодоги" – револьверы, чтобы отстреливаться с седла от деревенских собак; государство снабжало велосипедами почтальонов и курьеров; сперва в Германии, а затем и в других странах начали быстро создаваться велосипедные войска (в России они назывались "самокатными"); разрабатывались велосипеды спортивные, охотничьи, складные, детские, дамские, разведывательные и т.д.
Эта повальная велосипедная мания отчасти являлась отражением демократизации общества – или, если смотреть с иной точки зрения, его эстетического опрощения. Один английский критик с возмущением писал в 1900 году: "Езда на велосипеде – признак потери человечеством эстетического чувства. Ни один мужчина и ни одна женщина с малейшим проблеском эстетического вкуса ни за что не согласятся принять ту нелепую позу, которая необходима для такой езды!" Однако если позднее что-то и лишило велосипед его привлекательности, то это автомобиль. Период вторичной популярности "самобеглой коляски" начинается уже в 60-е годы ХХ века, с распространением идей экологии и здорового образа жизни. Именно тогда и возник знаменитый "Марш велосипедистов": "...сядешь – и просто нажимаешь на педаль".
В Московском Гуме выставлены модели, созданные по чертежам Леонардо да Винчи, в т. ч. и велосипед. Самим Леонардо чертеж в реальность не воплощался. Было это в средние века (инженер-изобретатель жил в 1452-1519 гг.). Уже в наше время рисунок тщательно исследовали и выяснили, что итальянский механик рисовал углем, а некоторое линии на рисунке были прорисованы графитным карандашом, появившемся уже после смерти художника. Считается, что подрисовку сделал один из его учеников. Но тоже очень-очень давно, задолго до изобретения велосипеда. Модель велосипеда Леонардо выставлена в музее г. Винчи.
В городе Саулкраст (Saulkrasti) расположен действующий Латвийский Велосипедный Музей. Хозяин музея Янис Серегин увлекается двухколесными машинами уже более тридцати лет. Здесь можно увидеть один из первых большеколесных велосипедов, изготовленный в Голландии в 1880 году, первый воздушно-камерный велосипед... Жемчужина выставки - деревянный велосипед, изготовленный в единственном экземпляре конструктором самолетов Карлисом Ирбитисом. Кроме двухколесных машин, в коллекции собраны различные документы, связанные с велоспортом и велосипедистами в Латвии. А еще здесь выставлена самая большая коллекция велосипедных знаков в Восточной Европе, в которой собрано более 900 экспонатов со всего мира. Тут же интересные коллекции велосипедных фонарей и сигналов.
В Лифляндской губернии велосипеды появились в 80-х годах XIX столетия - были завезены немецкими баронами. Поначалу велосипеды воспринимались крестьянами как некая нечистая сила, и напуганные люди даже совершали нападения на велосипеды и велосипедистов. Велосипеды были доступны только богатым жителям (один велосипед стоил в несколько раз раз больше коровы). До Первой мировой войны в Риге насчитывалось 18 фабрик по производству велосипедов. Самой большой и популярной из них была А. ЛЕЙТНЕРЪ и Ко. Именно у нее покупали велосипеды Литва, Эстония, Россия, но после Второй мировой войны производство велосипедов сошло на нет.
21 мая 1819 года на улицы Нью-Йорка выехал первый велосипед, который привезли из Англии. К концу лета муниципальный совет запретил передвижение по городу на новом виде транспорта, назвав велосипед небезопасным для человека.
Летом 1895 г. из Красноярска некто Гайворонский на велосипеде отправился в путешествие в Томск. К этому времени в Красноярске велосипедов было уже несколько: их завезли по только что сданной железной дороге. Поскольку велосипедисты пугали на улицах лошадей, вскоре было издано специальное постановление губернского управления, где в п. 2 предписывалось велосипедистам иметь нагрудные знаки (в Красноярском краеведческом музее экспонируются три таких бляхи с номерами), при приближении к лошади останавливаться и укрывать вел попоной, а также платить ежегодный налог в размере 6 рублей. «Енисейские губернские ведомости» от 15 июля 1895 г., 29 июля 1895 г., 5 августа 1895 г.
Постановление г. Енисейского губернатора от 4 июля 1895 г.
Руководствуясь 421 ст. статьей общественного губернского учреждения т. II изд. 1892 г. постановляю издать нижеследующие «правила езды на велосипедах», обязательные для этой езды во всех городах Енисейской губернии.
Правила передвижения на велосипедах по городам Енисейской губернии:
1. Езда по всем городским улицам и площадям допускается только на низких (безопасных) одноместных двухколесных велосипедах лицам, получившим на то право в установленном порядке. 2. Каждый велосипед при езде на нем по городу должен быть снабжен выданным на этот предмет из местного полицейского управления, номерным знаком, прикрепленным позади… для того, чтобы он не был закрыт сумкой или одеждой. Кроме того, обязательно иметь звонок, а с наступлением темного времени – зажженный фонарь. 3. Во время езды по городу, велосипедисты обязаны иметь настоящее разрешение при себе и предъявлять его по требованию полиции. 4. Быстрая езда по городу и, в особенности вперегонку, безусловно воспрещается. 5. Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы, по возможности ближе к тротуару. 6. Обгоняя пешеходов или экипажи, следует умерить ход и заблаговременно дать звонок. 7. В случаях беспокойства лошадей, обязательно сойти с велосипеда и стараться укрыть его. 8. Огибать угол или пересекать улицы должны тихим ходом, давая звонок. 9. В местах большого скопления публики или экипажей надлежит сойти с велосипеда и провести его в руках. 10. При совместной езде, велосипедисты должны ехать один за другим в расстоянии не менее одной сажени и притом группами не более трех человек. 11. Безусловно, воспрещается ездить на велосипедах, а также провозить в руках по тротуарам улиц, протекающих в садах, скверах и других местах. 12. Езда на велосипедах в той или другой местности может быть останавливаема по требованию полицейского чиновника, находящегося в наряде во время крестных ходов, больших похоронных процессий, и вообще в местах значительного… …экипажей и скопления публики. Лица, виновные в нарушении настоящего обязательного постановления, независимо административной или судебной ответственности, могут быть, по усмотрению губернатора, лишены права езды на велосипедах по городу временно.
|
|