|
|
Партнеры
партнерские ссылки
|
|
|
|
|
История маунтинбайка - 2
Маунтин-байкинг - международный вид спорта, признанный таковым в 1990 году Международным союзом велосипедистов (UCI). В 1996 г. он был включен в программу Олимпийских игр в Атланте, а теперь является официальной олимпийской дисциплиной. Мы попробуем рассмотреть майнтинг-байк изнутри - как все начиналось, и что происходит сейчас.
Стремление к соревнованию - это часть природы человека, и мы можем с уверенностью утверждать, что когда впервые два велосипедиста подъехали к одной тропе, каждый старался быть первым.
Даже еще до того, как возник термин "маунтин-байк", существовали неформальные гонки офф-роуд, в которых не было ничего похожего на традиционный европейский цикло-кросс. Первые, о которых есть информация, проходили еще в 1969 году.
Маунтин-байкинг сегодня включает в себя три главные разновидности соревнований - кросс-кантри, даунхилл и байкер-кросс. Первым возник даунхилл, и, как ни странно, был узаконен как вид спорта. Он не похож на традиционные виды гонок, и, принимая во внимание то, что консерватизм является доминирующим признаком международного велоспорта, тем более шокирует тот факт, что по даунхиллу стали проводиться Чемпионаты Мира.
Первые даунхилльные гонки канули в историю, но, говоря о происхождении этого вида гонок, чаще всего вспоминают Repack Downhill (Репэк Даунхилл). Это была серия из 24-х неформальных гонок, которые прошли в г. Фэйрфаксе (Калифорния) с 1976 по 1984 год.
Гонка Repack началась однажды утром в октябре 1976 года, когда 6 гонщиков из Фэйрфакса собрались вместе на вершине крутого холма, чтобы определить раз и навсегда, кто из них спустится быстрее остальных. Никто не думал, что результаты этого спуска будут интересны кому-нибудь, кроме присутствующих, и поэтому участники решили, что сделают это один раз, а потом найдут себе другое развлечение.
Гонка Repack стала главным толчком к развитию нового поколения велосипедов, так как являлась своего рода доступным тестом на прочность, а также потому, что участники все время искали технологические новинки, что стало признаком современного велоспорта.
Эра Repack закончилась в 1984 году, так как последняя гонка, в которой участвовало почти 100 гонщиков, была официальной гонкой Национальной Ассоциации Внедорожного Велосипеда (National Off-Road Bicycle Association, или NORBA), и проходила с официального "одобрения". Данное одобрение было отменено, как только власти узнали об истинной природе этих гонок. Это был конец гонки Repack, жертвы собственного успеха.
Гонщики Repack всегда мечтали о трассе, похожей на лыжную, с подъемником на гору и многокилометровым спуском. Горнолыжный спорт был официальным, несмотря на большой риск для здоровья лыжников. И маунтин-байкеры должны были пройти некоторый путь, чтобы добиться от властей разрешения на проведение и велосипедных горных гонок.
В 1985 году такие же мысли посетили Дона Дугласа, и он добился проведения велогонок на горнолыжной базе на Mammoth Mountain (Маммут Маунтин). Спуски здесь были значительно круче, чем в Repack, а еще имелся подъемник для гонщиков и их велосипедов. Дуглас назвал эту гонку "Камикадзе Даунхилл", и она вошла в историю маунтин-байкинга как первая современная даунхилльная гонка.
Благодаря даунхиллу стали развиваться гонки во внедорожных условиях. В первых соревнованиях участники, одетые в обычные джинсы, рубашки и бейсболки, гоняли на примитивных велосипедах только ради удовлетворения своего самолюбия. Современные же гонки отличаются невероятно сложными и специфическими велосипедами (скорее это навороченные мотоциклы без двигателя), эффективной защитой, квадратными метрами спонсорских баннеров, призами в тысячи долларов. Если в 1976 году скорость катания достигала 55 км/ч, то в настоящее время скорость более 100 км/ч уже не является чем-то необычным.
Тем не менее, не все соревнования по маунтин-байку включают в себя даунхилльные гонки, хотя они обычно являются ключевым событием в соревнованиях, проводимых на горнолыжных курортах. Опять же на горнолыжной трассе возник и еще один вид катания - дуал-слалом (dual slalom). Это парные гонки по трассе, похожей на лыжный слалом с вешками, которые надо объезжать. Позже трассы дуала стали включать в себя более резкие виражи с контруклонами и трамплины. А в последние годы развитие получил байкер-кросс - гонки четверками по трассе с виражами и трамплинами, который из-за своей зрелищности заменил в программе соревнований дуал.
Основным доводом для того, чтобы сделать эти гонки официальными видами спорта не только в Америке, но и во всем мире, явилось то, что эти соревнования словно созданы для телетрансляции.
Нельзя проводить сравнение между кросс-кантри и даунхиллом по их зрелищности на экране. По той же причине, что и показы лыжных гонок кросс-кантри, вело кросс-кантри не так популярны у телезрителей, как даунхилл. Во-первых, гонки кросс-кантри практически лишены накала страстей, так как резкое изменение лидирующих позиций происходит довольно редко. Во-вторых, так как гонка продолжительна и гонщики растягиваются по дистанции, их трудно снимать, а показ одного райдера вовсе не дает ясной общей картины гонок, в том числе его положения относительно остальных. Для сравнения шоссейную велогонку достаточно легко снимать на камеру, так как действие разворачивается там, где камеры могут легко приблизиться на нужное расстояние, а гонщики держатся группой. Еще один фактор не в пользу кросс-кантри - это то, что соревнования могут проходить в течение нескольких часов, а это не всегда удобно для трансляции их в прямом эфире.
Даунхилл и байкер-кросс - более зрелищные виды спорта, поэтому они и считаются главным элементом телевизионной "обложки" маунтин-байка, отодвигая на второй план кросс-кантри. Гонки кросс-кантри выигрывают обычно на скорости 20 км/ч, в то время как в даунхилле и байкер-кроссе гонщики развивают огромную скорость. Байкер-кросс - особенно яркие гонки, где райдеры могут обходить друг друга, с частыми падениями, где лидер может поменяться в любой момент, и цели четко определены. Эти соревнования представляют собой захватывающий спектакль, в котором все летит с неимоверной скоростью - и время, и райдеры. Накал борьбы, виртуозное техническое мастерство и сильнейшие эмоции завораживают зрителей у трассы или у экрана телевизора.
Телевидение - не единственный довод за даунхилл. Это также очень популярный вид катания среди байкеров. На больших соревнованиях по маунтин-байку, которые разделены по видам и проходят в течение нескольких дней, даунхилл очень популярен и объединяет большое количество участников. Уровень подготовки не является определяющим фактором для участия в соревнованиях, поэтому даже любители могут стартовать вместе с профессионалами. Это может показаться странным, но люди, которые даже и не подумали бы ехать 8 км вверх на гору, будут участвовать в гонке, чтобы проехать это же расстояние вниз. И, конечно, одну из главных ролей здесь играет адреналин - это важнейший мотив для маунтин-байкеров.
|
|