|
|
Партнеры
партнерские ссылки
|
|
|
|
|
Каменные боги Карабаха (окончание)
Сюжеты Хор-Вирапа
Минуем очередной перевал и наконец-то выкатываемся в Араратскую долину. Это первые и единственные за весь поход 40 км равнины. Немного распогодилось. Но вершины гор Арарата - Сиса (переводится как «женская грудь») и Масиса («Большой Сис»), все еще в облаках.
Вдоль дороги местные жители активно торгуют домашним вином сорта Арени. Вино мы, естественно, попробовали – оно оригинального, горьковато-сладкого вкуса. Наш новый знакомый, конечно же, тоже имеет друзей в Красноярске, и я в очередной раз записываю, кому нужно передать привет. Валера (родители дали ему это имя в честь космонавта Валерия Быковского) вспоминает времена войны, когда с окрестных гор их село постоянно обстреливали азербайджанцы Нахичеваня. До серьезной войны и открытия второго фронта дело тогда не дошло, но жить приходилось в подвале, не было ни газа, ни электричества. Сейчас свет есть и никто не стреляет, но зарабатывать на жизнь стало нечем, кроме придорожной торговли, а ее периодически запрещает налоговая инспекция, санэпидстанция, милиция. Дорога дает ему средства к существованию, как и почти всему населению Армении. После введения грузинской блокады по этой трассе жизни везут из Ирана и продовольствие, и одежду, и даже подержанные иномарки. Иран – это второй политический союзник Армении.
И даже этот бедный человек при расставании сожалеет, что ничем не может нам помочь. Это не дежурная фраза, а жизненная установка. Один церковнослужитель как-то пояснил мне суть ее так: «СДЕЛАЙ ДОБРОЕ ДЕЛО И БРОСЬ НА ВОДУ (то есть забудь о нем). И тогда в какой-нибудь день Бог тебе за это воздаст».
Справа на холме видна какая-то крепость. Решаем, что неплохо бы переночевать в ней, а то снова начавшийся дождь уже досаждает.
По карте получается, что это Хор-Вирап («Глубокий колодец»), который находится непосредственно против гор Арарата и всего в километре от границы с Турцией. Церковь была основана над тем местом, где в тюремной яме армянский царь Трдат Третий 13 лет держал в заточении святого Григора Лусаворича (Просветителя), будущего крестителя Армении. Через деревушку Покр Веди до нее всего пара километров.
Около церкви мужчина с фантастически длинными усами моет свои «Жигули». Знакомимся. Это Мануэль, церковный смотритель. Слово за слово и мы уже пьем кофе, просматриваем мои фотографии. Конечно, сторож разрешил нам переночевать непосредственно в монастырской ограде. Вот и во второй раз пригодилась наша палатка, поставленная прямо на церковном балконе.
Мануэль оказался человеком очень интересным. Во-первых, он кандидат в мастера спорта по гиревому спорту. Во-вторых, служит здесь уже 27 лет. В-третьих, он сделал масштабный макет Хор-Вирапа из целой мраморной глыбы и таких поделок у него несколько, так что теперь у него дома целый музей. И, в-четвертых, замечательные седые усы смотрителя, общей длиной 35 см, так нравятся людям, что он стал своеобразным символом Армении - огромное фото Мануэля висит на рекламном щите в аэропорту Домодедово (и я действительно его там видел, когда возвращался из Перу).
Со слов Мануэля, уже в этом году около Хор-Вирапа на семи гектарах земли начнется строительство копии Ноева ковчега в натуральную величину. В него будут помещены чучела всех животных, упоминаемых в Библии. Там же будут находиться гостиница и музей. Весь проект обойдется в 5 млн долларов.
Рассказываю смотрителю про Амаяка, на что тот философски замечает: «Нет деревни, чтобы в ней пакостной собаки не было».
Ночью нам ничего особенного не снится, потому что мешают вой шакалов (похоже на то, как дети плачут), крики ласточек и пение муэдзинов на турецкой стороне.
Утром же мы все тщательно осматриваем. Фотографируем обе пограничные вышки, после чего протискиваемся в то самое вырубленное в скале мрачное подземелье, где на глубине 8 метров в полной темноте и абсолютной тишине, практически без еды сумел не потерять рассудок удивительно стойкого духа человек. Он и стал первым католикосом армянской апостольской церкви, которой правил еще 26 лет, до самой своей смерти. Именно тогда христианство и стало (уже во второй раз) государственной религией древней Армении. Это было в 301 году. А впервые армян крестили еще в 33 г. ученики Христа Фаддей (Тадевос) и Варфоломей (Бартугемеос) - в год распятия Сына Божьего.
Церковь и ныне действует, в ней ежедневно проводятся службы. Реставрация зданий проводится на деньги, выделенные супружеской парой – 80-летними армянскими стариками Дерцанян из Аргентины.
Хор-Вирап дважды посещал российский патриарх Алексий Второй, в 2005 г. - Папа Римский, а в прошлом году – Б. Н. Ельцин. Бывал здесь и известный путешественник Федор Конюхов. А вот теперь – мы. В связи с чем ставлю свечки за удачное окончание нашего путешествия, а также в память о силе человеческого духа.
Армяне, Армения и Россия
В Ереване мы довольно быстро отыскиваем дом, рекомендованный нам в Степанакерте. Традиционный кофе и знакомство с хозяевами. Постирушка, мытье велосипедов. В этот день еще успеваем съездить в музей Эребуни (очень скучный, достаточно осмотреть крепость, которой около 2800 лет) и встретиться с нашими москвичами, возвратившимися из Грузии. У них тоже было много интересного: грузины оказались настолько гостеприимными, что ребята практически ни разу за свои деньги не поели. И, кроме того, они преодолели сложный перевал, пройдя по нему пешком по колено в снегу 11 км, с велосипедами и рюкзаками.
На следующий день мы на маршрутке едем в Гюмри – хотим побывать в музее Спитакского землетрясения. 7 декабря 1988 г. два подземных толчка за считанные секунды унесли жизнь 25 тысяч человек! А всего их погибло несколько сотен тысяч - значительно больше, чем в Хиросиме. Город Спитак был полностью стерт с лица земли, страшные разрушения произошли в Гюмри, были уничтожены полторы тысячи окрестных деревень.
Но музей оказался закрыт, виной чему были вчерашние выборы в армянский Парламент. Немного бродим по городу, но никаких следов разрухи не обнаруживаем. Все давно уже отстроено и отреставрировано. Только около церкви как память о том событии стоят УПАВШИЕ С НЕБЕС КУПОЛА.
Обратная дорога идет по унылому каменистому ландшафту, так не похожему на чарующие горы Карабаха.
Вечером у нас состоялся праздничный ужин, устроенный хозяевами в честь российских гостей. Едим настоящие бастурму и суджух, жареную рыбу кокаг, плов в виде пшеничной каши с луком (не менее вкусный, чем рисовый) и пьем русскую водку.
Конечно, произносятся трогательные тосты и искренние пожелания: «Мы очень любим, когда гости приезжают, мы всегда рады вас видеть. Приезжайте с семьей, Володя-джан. Мама желает вам мягкой посадки и чтобы вы встретились с вашей семьей».
Удивляют уникальные дети. 15-летний Гор занимается борьбой, держит голубятню и шьет супермодные и технически сложные мужские туфли: «Красиво, да?». Десятилетний Карэн, наверное, будет художником, потому что его работы уже сейчас вызывают восхищение специалистов. Кроме того, он танцует в государственном детском ансамбле «Ани». И, конечно, катается на простеньком, но «горном» велосипеде.
Да и сам отец оказывается необычным человеком. Например, как-то поехал он покупать легковой автомобиль, а вернулся домой с макетом церковной резиденции католикоса, за которую все деньги и отдал. Воистину, как говорит архиепископ Паркев, «БЫТЬ АРМЯНИНОМ И БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ – это одно и тоже». С тех пор машины в доме так и не появилось. Заработать хорошие деньги в Ереване очень сложно. Хотя работы много, да платят мало. На наши деньги в месяц бригадиру строителей удается получить 2-3 тысячи руб. Пенсии у стариков совсем мизерные - 18 дол., а пенсионный возраст недавно продлен до 63 лет.
Разговариваем и на серьезные темы.
- А вы, русские, согласны с существованием турецкого геноцида?
- Мне, лично, это кажется очевидным. Сейчас уже не для кого не секрет, что социально-экономическая и национальная политика, проводимая азербайджанскими властями в Карабахе, ущемляла интересы армянского населения и была направлена на его вытеснение.
О жертвах турецкого расизма и изощренных садистских казнях армян в 1895, 1915, 1918, 1920 годах я читал еще дома. Однако нельзя во всем винить только турков. Например, самый массовый, самый страшный по своей жестокости геноцид 1915 г. был организован по плану, разработанному консультантами германского генералитета при поддержке англичан и при попустительстве французского и русского правительств. Тогда было вырезано, расстреляно и замучено практически все армянское население! Миллионы человек! Организаторы и исполнители геноцида остались безнаказанными и всего через два десятилетия это обернулось гитлеровским геноцидом 6 миллионов евреев и десятков миллионов славян.
- Память о геноциде - это и есть главная причина нашей освободительной войны.
- У меня сложилось мнение, что ереванские и карабахские армяне – разные. Первые – более напряженные и жесткие. Это объясняется войной?
- Не только. Это и разный менталитет. Ведь они – горцы, а мы люди равнины. Мы даже разговариваем на разных диалектах. Карабахцев осторожные ереванские армяне не очень любят. Считают их жадными. Это можно объяснить последствиями десятилетий азербайджанских притеснений и недавней войны, настроем неуверенности, заброшенности, озлобленности, пессимизма. Во время войны с карабахцами у нас было чувство общей солидарности. Всех сплачивали и общая идея, и общие бытовые трудности – воду-то брали из колодцев, печки топили уличными деревьями, дома освещали свечами.
А теперь обстановка изменилась, только результат получился парадоксальный. Выходцы из Нагорного Карабаха постепенно пришли к власти в Армении и теперь машины с номерами карабахской серии ГАИ не тормозит, а ереванцев постоянно штрафует. Все деньги государственные уходят на восстановление Карабаха, а в Ереване дороги ужасные, почти ничего не строится, кроме коттеджей карабахцев. По международной программе «Вызовы тысячелетия» Армения уже получила $5,5 млн. и еще порядка 7 млн получит до конца этого года. Но все деньги уходят в Карабах.
- Отношения с Грузией испортились. Из-за территориальных претензий Армении?
- Вряд ли. Эта проблема существовала всегда. Просто нынешнее грузинское руководство ориентировано на Америку в противовес нашей ориентации на Россию. Разрыв отношений Грузии и России привел к транспортной блокаде Армении. И теперь ни на поезде, ни на машине в Россию не проедешь.
- Вы очень хорошо относитесь к России, к русским. Понятно, что У НАС ОБЩИЕ КОРНИ, схожая культура и религия, психический склад и ценностные ориентации. Армянское «баг» (в слове Карабах) очень похоже на русское «бог» и значение имеет тоже – идол. Об общем арийском происхождении свидетельствует и династическое имя араратских царей – Руса («царь русов»).
Русские идолы делались из дерева - древнеславянское «бо». В русском языке этот корень остался в почти не измененном виде в словах «изба», «городьба», «небо», «бобер», «обожженный». В последнем слове содержится намек на возможное поклонение огню, который обожествляли и язычники-армяне.
Но все же, реально, чем Россия вам помогает?
- А тем уже, что дает армянам возможность приезжать, жить и работать у вас. И это главное. Каждый год в Россию уезжает от нас до 3 тысяч человек.
Конечно, и другая помощь была и есть - военная. В Армении по-прежнему стоят российские воинские части, госграница охраняется русскими пограничниками. Русские инструктора и российское оружие сделали карабахскую армию самой боеспособной среди стран бывшего СССР. В войну русские военные воевали на карабахской стороне, помогли создать ей систему противовоздушной обороны.
Сегодня Армения по вопросу спорных территорий на равных может разговаривать с Азербайджаном, у которого есть военный договор с Турцией. Потому что у Армении есть такой же договор с Россией.
С Россией развиваются и экономические отношения. У нас перерабатываются российские алмазы и на мировом рынке мы стали серьезным поставщиком бриллиантов.
- Еще дома, в России, я неоднократно замечал доброжелательное (на бытовом уровне) отношение простых русских людей к армянам. Полагаю, что это адекватная реакция на ваши человечность и порядочность. Но на государственном уровне отношения всегда выстраивались парадоксально иные. Поэтому по поводу ваших надежд на Россию у меня все-таки более трезвое мнение. Исторически уже не раз наши правители предавали Армению, используя ее в своих геополитических целях, пренебрегая мнением ее народа и ее историей. Хотите хронику?
Впервые это сделал Петр Великий, когда сначала принял армян в «особую нашу императорскую милость и протекцию», а вскоре (1724 г.) отдал ее на растерзание Турции в обмен на прикаспийские ханства. Вот тогда-то карабахский Арцах и лишился своего армянского населения.
В 1778 г. Екатерина Вторая, руководствуясь соображениями присоединения Крыма к России, переселила около 13 тысяч крымских армян в Азовскую губернию.
С большим трудом в 19 веке в ходе нескольких войн Российской империи с Турцией Армения все же была восстановлена. Но в 1878 г. Александр Второй под влиянием военного шантажа англичан вывел русские войска из Западной Армении и она вновь перешла к туркам. И после российское самодержавие не раз предавало Армению в обмен на беспрепятственное прохождение военных и торговых судов через контролируемые Турцией Босфор и Дарданеллы. Яркий пример тому – молчаливое согласие на геноцид 1915 г.
Осенью 1918 г. Ленин оставил от Армении лишь одну десятую часть, остальное из трусости и по настоянию Сталина фактически подарил Турции, уже капитулировавшей в Первой мировой войне. А в 1921 г. половину оставшегося, в т. ч. и Карабах, Сталин отписал марионеточной турецкой республике Азербайджан в обмен на бакинский керосин и гипотетическую возможность экспортировать мировую революцию в тюркоязычные Персию, Аравию и Турцию. Или он сделал это потому, что являлся турецким агентом, как об этом прямо заявил после его смерти Берия? А может и потому, что Сталину, строившему рабский социализм, не нравилась нация, имеющая свое самосознание и народный дух.
Безвозмездная финансовая и военная помощь Турции (на десятки миллионов рублей!) оказывалась большевистской Россией в 1919-22 гг., когда ее собственное население вымирало от голода. Турки же на эти деньги уничтожили еще около 1 млн армян.
Советско-сталинская помощь Турции продолжилась вплоть до 1940 г, а потом возобновилась в 1970-80-х годах, когда она уже была активным членом НАТО и кормилась от США. Во времена Брежнева Советским Союзом в Турции был построен алюминиевый завод.
После установления в 1921 г. Советской власти в Армении Сталин и предатель С. Шаумяна Анастас Микоян организовали уничтожение армянских большевиков и интеллигенции, выселение армян с их исконных земель и «белый» геноцид – русификацию, грузинизацию и отуречивание армян. Странный феномен: сами армяне истово уничтожали своих соплеменников. Потому что страх, что их могут заподозрить в любви к своему народу и посчитать националистами, делал армянских партийных функционеров поистине патологическими личностями. Известно, что когда Хрущев и Политбюро готовы были присоединить Карабах к Армении, Микоян настоял на обратном. Перед смертью он честно сказал о себе и своих коллегах: "Мы все были мерзавцами".
Странно и то, что советскому произволу народ не сопротивлялся – он, как и все мы в России, безоговорочно верил в коммунизм. Никто не хотел учиться в армянских школах, люди массово покидали свою Родину. Армения хирела, нация разваливалась, ее генофонд разрушался.
Границы Армении неоднократно изменялись в пользу Азербайджана и после Сталина, вплоть до 1980 г. В результате Армения сократилась до 5% территории, которой она владела до 1918 г.
В 1943 г. на Тегеранской конференции, а потом еще и в 1945, и в 1947 г. Сталину предлагалось вернуть Армению в границы 1914 г. в обмен на отказ от претензий на контроль над проливами Босфор и Дарданеллы. Сталин категорически отказался.
В 1946 г. он разрешил 200 тысячам зарубежных армян вернуться на Родину, а через два года половина из них уже была сослана в Алтайский край, где погибло не менее 50 тысяч человек. Это было начало репатриации армянского населения по ранее отработанной схеме выселения крымских татар, ингушей, черкесов, карачаевцев, чеченцев, ингушей, поволжских немцев, калмыков. И только вмешательство католикоса всех армян Геворка Герекчана, а также мужество и смелость 1 секретаря ЦК ВКП (б) Армении Г. А. Арутинова спасло ситуацию. Уже отпечатанные топографические карты, на которых территория Армении была разделена между Грузией и Азербайджаном, были уничтожены.
В 1960 г. зарубежная армянская диаспора договорилась с Турцией о выкупе армянской территории, ранее переданной ей Лениным. Хрущев (по совету Микояна) заявил протест и потребовал передачи выкупленных земель в пользу СССР. Но уже был разгар «холодной войны» и американцы, всего за 15 дней до визита советского лидера в Турцию, организовали в ней военный переворот. Сделка не состоялась. Западная Армения вместе с горой Арарат, озером Ван и древней столицей Ани осталась на территории Турции.
В 1987 г. Советский Союз был единственным, кто проголосовал против резолюции ООН о признании турецкого геноцида армян в 1915 г.
В том же году под обращением к Горбачеву о присоединении Карабаха к Армении было собрано 150 тысяч подписей. Призывая Москву к пересмотру внутренних границ, впервые в истории Советского Союза народ попытался делать государственную политику снизу вверх. Но ни волеизъявление людей, ни подаренный Генсеку Атлас карт древней Армении его не убедили. Наоборот, в угоду Баку Горбачев скомандовал задушить карабахское освободительное движение, после чего все его лидеры были арестованы и на полгода посажены в российскую тюрьму. Вскоре конституционные власти в Нагорном Карабахе были распущены, введены режим Чрезвычайного положения и комендантский час, учреждены фильтрационные пункты, организованы экономическая и информационная блокады. В Азербайджане под руководством бывших уголовников были сформированы вооруженные автоматами десятки групп ОМОНа, которые ночью нападали на армянские села, убивали, грабили, насиловали, устраивали поджоги, угоняли скот. Все это делалось для того, чтобы создать для мятежных карабахских армян нетерпимую обстановку и вынудить их покинуть свою родину. Одновременно было организовано массовое переселение в Карабах азербайджанцев из Грузии и турков-месхетинцев из Узбекистана, а потом и насильственная депортация армян (составлявших тогда три четверти населения Карабаха!) с помощью наших внутренних войск и солдат 4-й армии Вооруженных Сил СССР. В ходе оперативно-войсковой операции «Кольцо» были задействованы артиллерия, крупнокалиберные пулеметы и вертолеты. В итоге тысячи погибших, 50 тысяч беженцев.
По сути, армяно-азербайджанский конфликт в значительной степени был порожден давним российско-турецким противостоянием. Где Армении была отведена роль исполнителя воли своего могущественного соседа, а Азербайджану - роль стратегического союзника. Например, нашим Генштабом Армения всегда рассматривалась как территория непосредственных военных действий, а Азербайджан – как тыловая зона вероятного конфликта. Именно поэтому основная военная техника после развала СССР оказалась возле Каспия (соотношение было 1:3). И если бы не Ельцин, восстановивший паритет (оружия Армении было поставлено на 1 млн дол.), война оказалась бы более затяжной и жестокой.
Существует версия того, что Ленинакано-Спитакское землетрясение 1988 г. было вызвано искусственно и стало результатом испытаний советского нового оружия - геофизических бомб большой мощности.
Да и свежих примеров достаточно. В Красноярске скинхенды избивают армянских студентов, из Москвы в Ереван везут трупы армян – жертв этнических разборок.
Удивительный вы народ. Столько всего претерпели, но все еще не утратили веру в русских. Вам и холод истории нипочем.
- Да, это так. Потому что русские бывают разными. Мы, христиане, ВЕРИМ В ВЫСШУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ...
Расходимся мы, естественно, далеко за полночь, получив массу различных подарков. Самые ценные из них, это старая медаль с изображением древнего армянского полководца и бумажная роза, прямо при мне искусно сделанная сыном хозяина.
Утром мы неспешно собираем свои пожитки, прощаемся с хозяевами и едем в центр духовной жизни всех армян Святой Эчмиадзин. Первый храм здесь был построен под руководством Григория Просветителя на том месте, которое указал ему во сне сам Иисус Христос. Эчмиадзин в дословном переводе и означает: «здесь сошел Единородный Сын». Раньше же здесь было главное языческое капище армян.
До самолета времени оказывается еще много и мы «убиваем» его, выбирая сувениры и загорая среди цветущих абрикосов неподалеку от аэропорта «Звартноц». Я даже купаюсь в местном арыке – по привычке, как когда-то в Перу. Ближе к вечеру пакуем вещи и без приключений прилетаем в Новосибирск. Там я встречаюсь с Ларичевым и передаю ему фотографии пещеры, чему он безмерно рад.
Потом посещаю музей Солнца, созданный художником Валерием Липенковым в новосибирском Академгородке, и слушаю русскую колокольную музыку, исполняемую им на «билах».
Вечером Максим отвозит меня на вокзал, так что утром следующего дня я тоже оказываюсь дома. Позади 700 км кавказских гор и около 11 километров общего набора высоты. Немного устал и потому велосипед собираю только через три дня, а за этот очерк вообще берусь через неделю - когда вволю наговорился с друзьями, пытаясь разобраться в своих впечатлениях.
Размышления после
И все же я до сих пор не уверен, что познал этот народ и понял, за что он воевал. И кто был прав том споре за место под солнцем? И в чем виноваты сотни тысяч азербайджанских беженцев, все еще ютящихся в палатках и картонных коробках?
Страдания, как видно, написаны всем этим людям на роду независимо от вероисповедания. Это их крест – кровоточащий крест, высеченный на камне. «ТЕРПЕЛИВ, ИБО ВЕЧЕН».
В своей истории и недавней войне оба народа прошли и Голгофу, и распятие. И потому впереди у них будет, я надеюсь, только ВОСКРЕСЕНИЕ. Потому что человек – это все-таки ДОРОГА К ВЫСШЕМУ. Дорога, идущая ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ, в основе которой лежит семья, а потом – народ, человечество. Мы все любим субъективно, как бы изнутри, снизу и потому думаем: Армения, Азербайджан, Россия - как это важно. Но из бесконечного космоса этот мир цивилизаций, наверное, видится по-другому.
Уже после нашего возвращения мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном неожиданно возобновились. Обсуждается вопрос возврата семи захваченных азербайджанских районов при условии, что у Карабаха останется Шуши и «Лачинский коридор». По другому варианту предполагается передача Азербайджану мегрийского коридора, идущего вдоль иранской границы и соединяющего его с Нахичеванью. Но любые территориальные уступки слишком болезненны для армян и потому карабахская оппозиция их категорически отвергает.
Однако, против отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана выступают Евросоюз и ООН, потому что это приведет к дестабилизации обстановки в других «горячих точках» планеты. Решение вопроса усложняется вмешательством США, которые борются за безоговорочное присутствие в регионе и возможность использования азербайджанских нефти и газа. Франция стремится вывести азербайджанский газопровод в Европу. У России - свои военно-стратегические цели.
Не представляю, как все эти стороны смогут договориться? Поэтому многие считают, что карабахский вопрос может быть решен только военным путем, правда, не сейчас. Возможно, что только после окончания срока пребывания в Армении 5-тысячного российского контингента (2020 г.).
Все-таки нам крупно повезло, что мы смогли побывать здесь и хоть немного ПОЧУВСТВОВАТЬ ДУШУ современных мятежников.
Материалы по теме:
1. С. Айвазян. История России. Армянский след. Москва. 2000
2. Т. де Ваал. Черный сад. Москва. 2005
3. С. Карапетян. Памятники Армянской культуры в зоне Нагорного Карабаха. Ереван. 2000
4. В. Кривопусков. Мятежный Карабах. Из дневника офицера МВД СССР. Ростов-на-Дону. 2003
5. Д. Лэнг. Армяне. Москва. 2006
6. А.Гукасян. Нагорно-Карабахская республика как самостоятельный и стабилизирующий фактор в регионе. Выступление во Франции. http://www.president.nkr.am/rus/president/statements/elru180598.html
7. Исход азербайджанцев из Армении: миф и реальность. http://sumgait.info/press/pro-armenia-magazine/pro-armenia-9301.htm
8. Карабах. 1988-1994. Документальный фильм в 3 частях (на арм. яз.). Степанакерт. 2006
9. А. Моте. Арам. Художественный фильм. Франция. 2002
Владимир Черников. 1-15 мая 2007 г.
Фотографии мои и Максима Анискова.
начало продолжение
|
|