|
|
|
Что такое велотуризм и как с ним бороться
История велотуризма теряется в глубине
веков. Возможно, прапраправелотуристами были путешественники, которые
за неимением лучшего взгромождались на лошадей, ослов, ишаков и верблюдов.
Прошли века, прежде чем гуманизм и права животных на беспривязное содержание
при содействии науки и техники позволили людям пересесть на путное двухколесное
устройство с педально-ножным приводом. Пролетело ещё более 100 лет, прежде
чем это увлечение стало по-настоящему массовым и начало принимать цивилизованные
формы. Но это уже не важно. Дело сделано, - пора разбираться с последствиями.
Всякое средство передвижения дает
свободу, и, чем совершеннее это средство, - тем больше свободы. Нынче
это аксиома. Но нельзя забывать и о мелких ограничениях: Шестисотый
"Мерс" в тайге, лошадь в Арктике, "Хаммер" в центре
Москвы в час пик, подводная лодка в степях Украины, - наконец, если
подумать, то по удобству применения у байка не так много конкурентов!
Его не надо заправлять бензином, бросать в топку уголь, кормить овсом
и сеном, в то время как с пивом и чипсами, тушенкой и сгущенкой - о
вкусах не спорят - проблем нынче нет. По проходимости байк несколько
уступает "Хаммеру", но зато его можно перетащить, в случае
чего, на руках, а "Хаммер" - можно? С байком пускают в электричку,
трамвай, даже в метро, а с мотоциклом пустят? В упакованном виде байк
можно без проблем перевозить по железной дороге и в самолёте.
Велотуризм - самый выгодный способ
путешествовать - максимальная отдача при умеренных затратах.
По сравнению с пешим туризмом байк гораздо быстрее и интереснее. Пока
пешком дойдешь "вон до того пригорка" - устанешь и соскучишься,
а на байке долетишь незаметно и с удовольствием. Пейзаж меняется так
быстро, - как доктор прописал, адреналин в крови - на должной высоте,
организм - в тонусе, и, при этом, силы расходуются экономно, - в 3-4
раза меньше, чем у пешехода. Труднопроходимые, сырые, грязные места
во время пешего хода ни к чему, кроме раздражения, усталости и мокрых
ног не приводят. А преодоление их на байке вызывает восторг: скрытый,
тихий - у зубров и громкий, радостный - у неофитов. Присутствие комаров
в движении ощущается меньше и переносится легче. Пользуясь скоростью
байка, проще избегать нежелательных контактов с аборигенами. Рюкзак
весом 15-20 кг превращает пешего туриста в муравья, которому не до красот,
главное, добрести до привала. На байке к такому грузу привыкаешь за
пару часов, и без больших проблем, с ветерком за день можно проехать
50... 100 км, ведь везти гораздо легче, чем тащить! Путешествовать на
байке можно практически в любых климатических зонах. На нем можно успешно
пересекать пустыни, тундру, горные тропы, заснеженные равнины по зимним
дорогам. Кстати о зиме. Зимний велотуризм, получает все большее распространение.
И это правильно! Прелесть зимних велопоходов трудно переоценить. "Вкусившие
сих яств" едут снова и снова. Разумеется, есть и ограничения. Если
мороз за -20°С с ветром, метель или, наоборот, сильная оттепель и,
самое противное, снова мороз, и все покрыто льдом, - лучше переждать.
Но если погода благоприятствует, то впереди масса положительных эмоций.
Снежок, искрящийся на солнце, утоптанные дорожки, укатанные лыжни, ехать
легко, комфортно, быстро. Корни, рытвины, пни, стволы деревьев, а также
стекла и гвозди - все осталось под снегом и не мешает мчаться вперед.
Шины держатся за утоптанный снег, почти так же хорошо, как за асфальт.
Падать мягко и даже иногда приятно. Нет комаров, оводов, слепней, мошки.
Лыжники, за редким исключением, делаются на раз. Аккуратно подъезжаешь
сзади к расфуфыренному лыжнику, негромко, но отчетливо командуешь: "Лыжню!",
и только боковым зрением фиксируешь квадратные, выпученные глаза и отвисающую
челюсть, навсегда исчезающие за задним колесом. Так и должно быть! Не
умеешь - сиди дома! А привал - это просто зимняя сказка! Вокруг красота!
В центре костер! Греет, светит, кипятит чай. Водка на морозе в лесу
имеет другой, совершенно божественный вкус! Кто хоть раз пробовал, -
тот меня поймет, остальным по чуть-чуть рекомендую! А ЕДА! Обычная жареная
сарделька с кетчупом воспринимается как изыск шеф-повара в дорогом ресторане.
А разговоры, истории, общение - на самом высоком уровне! Будет что вспомнить
душным, жарким летом под докучливый зуд мух. Например, во время водного
похода. Жара, солнце печет, ни ветерка, над водой влажное марево, начинённое
кровососами, как пирог маком. Мази и кремы не помогают - приходиться
одеваться. Все перегреты и любой ветерок чреват простудой. Руки болят,
ладони натерты. И, главное, все привязаны к этому чёртову руслу, и ничего,
кроме замусоренных берегов, не видят. Завтра последний день и байдарку
придется собирать и переть на себе до поезда. Такие дела.
Соседство с High-End цивилизацией
сказывается на велотуризме всё сильнее. Отечественный велотурист за
последние годы серьёзно изменился к лучшему. С чем раньше ассоциировался
этот термин? Кирза, брезент, авизент, семейные трусы и многократно чиненный
"Турист" или "Стартон", громко звякающий и брякающий
на ходу. Теперь этот "джентльменский" набор постепенно уходит
в прошлое. Сегодня все более заметны "навороченные" байки
- невесомые, стремительные, благородных кровей шоссейники, основательные
"туринги", всеядные "гибриды". На празднике открытия
велосезона в этом году сенсацию произвел байк тандем с синей рамой из
магниевого сплава, лейблом "Пелетон" и сухим весом в 17 кг.
Его осматривали, щупали, пробовали на зуб. Совершали круги по стадиону
и решили, что это ВЕЩЬ! Сами туристы щеголяют в современной функциональной
всепогодной одежде, используют фирменную экипировку и снаряжение. Знают
слово "ОРЗ". Привыкают к шлемам. В походы нынче ходят не только
один, два раза в году, а далеко и надолго. Используют каждый подходящий
выходной и праздничный день. Развиваются новые направления; "Экскурсион-тур"
- с осмотром достопримечательностей и архитектуры, "Паломник-тур"
- для приверженцев православия, соборности и старины, "Эко-тур"
- для страдающих экологией, "Велобол-тур" - с купанием, волейболом,
настольными играми и т. д., и т. п. Скоро, по-видимому, придется изобретать
новое название для "новых велотуристов".
Юрий
Разин, Клуб "ЦВеТ"
|
|